Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Боевые Лу(АЗ)ноходы в массы!

Среди людей, увлекающихся трофи и ищущих машину подешевле, весьма популярны «уазики»: в комплектующих нет недостатка, как и в опытных специалистах тюнинга. Марк Игнатов решил не ходить по проторенной дорожке и приобрел ЛуАЗ-1302.

Симпатией к этому чуду техники Марк пропитался заочно. Одним из первых его серьезных технических увлечений были мотороллеры «Вятка», затем «Волга» ГАЗ-24, которую он собирал собственными руками. Совершенно случайно обратил свое внимание на ЛуАЗы, стал собирать информацию о машинах Луцкого автозавода, а итогом этого интереса стало приобретение собственного автомобиля. Можно сказать, этот момент стал переломным в жизни Марка.

Соблазнило и само объявление о продаже: ЛуАЗ-1302, двигатель от «Таврии» мощностью 53 л.с. с водяным охлаждением, 1993 г.в., хозяин один, эксплуатировалась бережно и только летом, стоимость – всего 25 000 рублей.

Боевые Лу(АЗ)ноходы в массы!

Марк буквально летел на встречу к своей мечте. С владельцем машины поладили мгновенно, и наш герой оказывается за рулем. По его теперешним словам, первый опыт поездки был просто кошмарным. Луазик толком не тормозил и не разгонялся, жутко шумел и не держал траекторию…В целом, показал себя именно тем, чем на самом деле и являлся - спартанской машиной с конструкцией 40-летней давности. Много нервов пришлось потратить Марку по пути до загородного дома, а еще больше – при переоформлении машины. При виде ЛуАЗа в ГАИ удивлялись и никакими усилиями не могли распознать номер двигателя. Бюрократические препоны удалось преодолеть только совместными усилиями двух хозяев автомобиля – новоиспеченного и предыдущего.

Больше всего обрадовались покупке Марка соседские дети, которые решили, что ЛуАЗ – не обыкновенная взрослая машина, а некая механическая игрушка и на ней можно очень весело кататься. Первые же поездки по полям очень обрадовали и приунывшего владельца – проходимость «луазика» оказалась зверской, несмотря на 13-дюймовые колесики.

На таких колесах Марк со своим другом Василием и отправились на внедорожные соревнования, куда занесло их неуемное любопытство. Впечатления оказались сумбурными. Трофисты с трудом поднимали челюсти и возвращали глаза на место, когда видели, что ребята стартую так, как приехали, не поменяв даже колеса. Сели, конечно, сразу. Безвозвратно ушли в болото домкрат, доски и топор. Знаменитое джиперское братство, естественно, вызволило ребят, после чего к ним пришло осознание того, что к последующим соревнованиям (в том, что они будут, даже не сомневались) необходимо серьезно готовиться…

Вначале жертвой «болгарки» пали стандартные подножки. Они совершенно не подходили для ног нормальных взрослых людей, зато прекрасно цеплялись за любые «складки местности», тем самым заякоривая машину. За подножками последовали колеса. Марк с трудом достал португальские Fedima Extreme 4х4 195R14. Как ни странно, их удалось поставить на ЛуАЗ без особенных переделок. А шины поставили на диски от Mazda 626. Пожалуй, самым важным приобретением стала трехтонная лебедка MasterWinch. Для нее пришлось заказать местному сварщику силовой бампер. Однако тот сварил его по-своему. Бампер из тяжеленного стального листа весил целый центнер и выдавался почти на метр вперед. Хотя на следующих же соревнованиях эта чудовищная конструкция буквально выручила, когда сцепление нахлебалось болотной грязи и пришлось добираться до лагеря три километра, применяя лебедку («перекидываясь») почти каждые сто метров. Этот опыт также показал, что готовиться к трофи нужно еще более серьезно.

Марк решил обратиться в техцентр, более 10 лет занимающийся тюнингом внедорожников. Оголив кузов, мастера обнаружили, что все днище превратилось в настоящее решето. Пол срезали и заменили его панелями из стального толстого листа, а также усилили его поперечинами. На крыше сделали большой багажник, в котором должна размещаться основная поклажа. Топливный бак переместили из-под пола прямо в салон, за сиденья, туда же поместили и дополнительный аккумулятор.

Штатный генератор, конечно же, заменили, и поставили новый - от ВАЗ-2110. Вырезав старую электропроводку, проложили новую и подняли ее над уровнем карбюратора. В салоне же разместили блок предохранителей. Подвели к карбюратору шнорхель, и протянули в него трансмиссионные сапуны. Подняли кузов над торсионами на 40 мм. Сделали новые силовые бамперы, прибавили заднюю лебедку (также Mile Marker). Защитили борта силовыми порогами. Защиту изготовили и для картера двигателя. Заменили фары танковыми, которые не боятся ударов веток и камней, а экспедиционный багажник оснастили дополнительной оптикой - четырьмя фарами спереди и двумя сзади. Хай-джек закрепили там же.

Сзади разместили лесенку для более удобного доступа к поклаже. К «кенгурину», изготовленному из трубы-пятидесятки, от углов «корзины» протянули веткоотбойники – леера из стали. Кузов перекрасили под камуфляж, что придало машине суровый боевой вид. Последнее же приобретение Марка – мощный пневматический клаксон в виде хромированной дудки на крыше. Осталось только научиться использовать все возможности этого автомобиля.

Боевые Лу(АЗ)ноходы в массы!

ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство грузопассажирских микролитражных автомобилей с повышенной проходимостью выпускалось на Луцком автозаводе в период с 1967 года по 1992. Модернизированный ЛуАЗ-1302 (имеющий двигатель МеМЗ-245-20) выпускали в 1988 – 2001 годах.

ЛуАЗ-969 сразу по нескольким пунктам стал первенцем отечественного автомобилестроения. Это была самая первый переднеприводная отечественная машина, первый внедорожник, ставший предметом народного потребления (который официально продавали «для личного пользования»), первый отечественный серийный автомобиль, произведенный специально для потребностей сельских жителей. ЛуАЗ сделали максимально простым, добиваясь унификации с «Запорожцем». Именно это стало причиной и достоинств, и недостатков автомобиля. Многие владельцы довольны ЛуАЗом за его практичность и высокую проходимость. Другие же ругают его по причине низкого качества изготовления, невысокой комфортабельности, затрудненного доступа к салону, трудоемкости обслуживания и отвратительной динамики.

Однако модификация ЛуАЗ-969М смогла получить высокую оценку в СССР (на ВДНХ), а в 1978 в Турине, на международном салоне, ЛуАЗ входил в десятку лучших европейских автомобилей. Также ЛуАЗ завоевал Золотую медаль в городе Ческе-Будеёвице в качестве лучшего автомобиля для сельских жителей.

В целом, машина прекрасно подходила для целей, ради которых она создавалась - эксплуатация в условиях сельской местности, плохих дорог, когда скорость не имеет значения, а качественная отделка салона только увеличивает сложность его очистки от грязи. Явный минус автомобиля заключался лишь в его двигателе - шумном и недостаточно мощном, отчасти это было исправлено в поздних модификациях.

Похожие легкие внедорожники для жителей села и для армии производили и за границей, к примеру, DKW Munga, Haflinger, Volkswagen Iltis из Западной Германии, а также восточногерманский Wartburg 353–400 Jagdwagen. Наш ЛуАЗ тоже многое унаследовал от ЛуАЗ-967 – амфибии, который как транспортер переднего края стоял на вооружении Советской Армии.

Именно ЛуАЗ явился основой для многих модификаций самого различного предназначения, начиная с пляжных машин и заканчивая аэродромными тягачами и даже самосвалами. Одна из самых любопытных - боевая машина, которой вооружена современная украинская армия. Это РСЗО (расшифровывается как реактивная система залпового огня).

Множество прозвищ получил ЛуАЗ-969: «Луноход», «Пепелац», «Лумумзик», «Волынка», «Волынянка», «Лошарик», «Луиза», а модели с двигателями от «Таврии» и «Запорожца» назывались соответственно «Водянками» и «Воздушками».