Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

В воде не тонут: ЛуАЗ и другие амфибии-вездеходы

Впервые плавающий автомобиль пытались создать в далеком 1907-м году, когда французский изобретатель Равалье решил сделать самоплавающий и самодвижущийся экипаж, являющийся деревянной ложкой на колесах. Его самодельный мотор выдавал 25 л.с., приводя в движение гребной винт и задние колеса, разгоняя машину-амфибию до 30 км/ч на земле и до 9 км/ч по воде. Успешно прошедшие на р. Рона испытания не дали толчка к развитию – дальше одного экземпляра дело не пошло. На протяжении века многие компании пытались создать проекты плавающих автомобилей. Доходило до того, что наряду с экспериментальными проектами на воду пытались спустить с серийные автомобили. Нельзя не отметить Ленд-Ровер, который был снабжен гребным винтом и специальными резиновыми подушками, надуваемые выхлопным газом, а также Фольксваген Гольф, имеющий сбоку на кузове тяжелые поплавки, который опускали на воду при помощи гидроцилиндров. Конечно, это экзотические модели, потому что найти универсальное решение и создать приемлемый автомобиль-амфибию действительно сложно.

В воде не тонут: ЛуАЗ и другие амфибии-вездеходы

Конечно, во все времена основным заказчиком подобной техники была армия. Поэтому больше всего заказов поступало в предвоенное и военное время. Именно так немецкая армия в 1939-м году получила сразу два автомобиля – Швиммваген (был создан по проекту «Жука») и SG 6 Ханса Триппеля. У обоих амфибий был полный привод, что способствовало благоприятному входу и выходу из воды. Индивидуальной особенностью автомобилей Триппеля вплоть до 1941-го года являлись боковые дверцы с открытым сверху кузовом. Наиболее многочисленной же стала серия «Швиммваген-166», которая к 1944-му году разрослась до 14.3 тысяч автомобилей. Корпус этой амфибии имел откидное ветровое стекло, а сам он был выполнен из стального листа толщиной 1 мм. Оппозитный двигатель с воздушным охлаждением находился сзади и помогал вращаться не только колесам, но и откидному трехлопастному гребному винту. Сегодня подобная конструкция стала стандартной для всех лодочных подвесных моторов. В штиль Швиммваген мог развить скорость в 10 км/ч, пользуясь передними колесами как водяными рулями.

Американские производители также не отставали и в свое время представили тяжелые амфибии «JMC-Duck» и «Ford-GPA». Первый автомобиль базировался на агрегатах 3-осного армейского грузовика «Jimmy» и обладал понтонным корпусом из стального листа толщиной 2 мм, что стало причиной огромной массы в 6.5 тонн. Автомобиль был оборудован лебедкой, серьезной системой водоотлива с насосами и централизованной системой накачивания шин. «Утка» эксплуатировалась в американской армии вплоть до 70-х годов, после став прародительницей «Летающей утки», имевшей подводные крылья. Данный автомобиль с газовой турбиной, позаимствованной у вертолета «Bell» в 1969-м году развивал на воде около 60 км/ч.

Форд был значительно легче и его делали на агрегатах «Уиллиса». Несмотря на это, в нем могли ехать 5 человек или 250 кг груза (конечно, перевозилось намного больше). На воде амфибия достигала скорости в 9 км/ч на второй передаче, но из-за существенного расхода топливо плавать приходилось на третьей передаче, разгоняясь до 7 км/ч, экономив на 50% больше бензина. Пришло время вернуться в Россию. Некоторые наверняка слышали про автомобили НАМИ-011 (выпускался до 1953-го года, более известен как ГАЗ-011) и плавающих братьев ЛуАЗа и ГАЗ-69. Плавающий ГАЗ-69 выпускался также до 1953-го года под индексом ГАЗ-46 и был заметно больше в сравнении с Фордом-ГТА, имея при этом большую грузоподъемность.

Особенность той машины в колесах особенной конструкции, которые позволяли в целях увеличения проходимости передвигаться на приспущенных камерах без какого-либо риска проворачивания и попадания воды в шину. Также на щитке были тахометр и лампочка, говорящая о воде в трюме. ЛуАЗ-967 являлся модификацией грузовичка ЛуАЗ-969М. «Запорожский» двигатель с воздушным охлаждением выдавал 40 л.с., он имел отсасывающий вентилятор, а не нагнетающий, еще один масляный радиатор и второй шкив для лебедки. Водитель размещался очень необычно – по центру автомобиля, а пассажиры сидели справа и слева сзади. Пассажирские сиденья складывались в ниши, образуя тем самым плоскую грузовую платформу. Чтобы улучшить маскировочные свойства, рулевая колонка откидывалась, и водитель мог управлять автомобилем даже лежа! Гребной винт не был предусмотрен конструкцией, движение по воде осуществлялось с помощью шин с активными грунтозацепами. Скорость, как правило, не превышала 3 км/ч. В последнее время этот автомобиль распродается с армейских складов, даже сегодня его можно приобрести, найдя объявление. Следует отметить, что поставить эту технику в ГИБДД практически невозможно, хотя, попробовать можно. Говорят, что в регионах это сделать проще, чем в Москве.

Из тяжелых амфибий, сделанных на базе грузовиков, можно упомянуть про ЗИЛовские БАВ (ЗИЛ-485, который выпускался с 1952-го года) и авиатранспортабельный автомобиль ПЭУ-1, разработанный в 1968-м году для эвакуации космических аппаратов, упавших на воду. У автомобиля было три пары колес, специальный водометный двигатель. Более того, машина могла самостоятельно погрузить космический агрегат массой до 3-х тонн. Впоследствии ее заменил комплекс ЗИЛ-4906 «Синяя птица», состоящий из двух трехосных машин с кузовом из стеклопластика и роторно-винтовым двигателем.

Что же ожидает простых людей, далеких от войны и освоения космоса? Обычных любителей отдыха на природе? Именно таким вопросом заинтересовалась отрасль автомобилестроения уже достаточно давно. Еще в 1961-м году был создан совместный американо-немецкий проект под названием «Амфикар» - автомобиль-кабриолет с полностью герметичным кузовом. Двигатель машины располагался сзади, приводя в движение задние колеса и нейлоновые гребные винты, позволяя автомобилю развивать на воде скорость в 12 км/ч, расходуя за час такой езды не более 6-ти литров бензина. Передние колеса, одновременно с этим, работали в качестве водяных рулей. Подобных автомобилей было сделано около 4 тыс. штук, но в 1967-м году производство свернули.

Сегодня можно приобрести показанный на автосалоне в Женеве комплекс «Ринспид-Икс Дрим», состоящий из автомобиля и катера на воздушной подушке. Конечно, сразу задается вопрос, можно ли эту машину отнести к классу амфибий? Да и цена отпугнет, наверное, всех любителей охоты и рыбалки.

Стоит отметить, что воплощением мечты, по сути, могла стать отечественная «Нива». НА специальной плавающей модели ВАЗ-2122, которая более известна как «Проект Река», были использованы серийные агрегаты и узлы, которые размещались с сохранением «родной» компоновки в более просто кузове с водоизмещением, откидным тентом и стеклом. На плаву автомобиль с помощью вращения колес могла разогнаться до 4 км/ч и обладала хорошей маневренностью. Похожий УАЗ-3907 «Ягуар» представлял собой сочетание немного модифицированной рамы, двигателя, коробки передач и ходовой части УАЗа-469 с обновленным кузовом. Под кузовом располагались гребные винты. К сожалению, оба проекта остались в памяти только в виде опытных экземпляров – в армии не хватило средств, а в серийное производство их запускать не решились. Наверное, зря.

В последнее время начали появляться амфибии, сделанные на базе автомобилей с шинами низкого давления (их называют «Биг футы»), плавучесть которым обеспечивает именно шины огромных размеров. Подобные машины буквально не едут, а плывут по воде, также как по земле. На прошедших в Москве автосалонах можно было видеть подобные экземпляры – они предназначаются, в большей степени, для использования в отдаленных заснеженных и заболоченных районах, где для проходимости именно удельно низкое давление играет большую роль. Подводя некий итог, отметим, что конструкторская мысль, все-таки, не дремлет. В скором времени обещают запустить производство водоплавающих экипажей. К примеру, к запуску готов водоизмещающий кузов для вездехода «Кайман».