Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Введение в экстремальное ЛуАЗоводство

У этого автомобиля очень много любителей и почитателей, и лишь воображение ограничивает их обожание данной модели. Украинский внедорожник, конечно, выглядит несколько забавно и частенько вызывает смех, после которого, однако, как сам владелец, так и его скептически настроенные друзья замечают, что машина-то совсем не так проста. Она очень вынослива, обладает превосходной проходимостью и предельно дешево обходится в эксплуатации. Это ли не то, что нужно любому хозяину внедорожника?

Популярен ЛуАЗ во многом из-за невероятно низкой цены. Скажем, мой первый ЛуАЗ стоил лишь 550 долларов, и это при том, что он прошел чуть больше 600 километров, от Луцка до Киева. Я был настроен выжать из этой машины максимум и, в случае, если она будет постоянно подводить меня, я готов был просто оставить ее на свалке. Как ни странно, друзья и знакомые достаточно хорошо оценили внешний вид джипа. Я же получал от этого автомобиля огромное удовольствие – совершенно не боясь за машину, я разъезжал с друзьями по лугам и полям, пересекал вброд реки, болота и даже заставлял ЛуАЗ бороздить снежные просторы. Навороченные внедорожники не шли с моим джипом совершенно ни в какое сравнение. Также опытным путем я установил, что ЛуАЗ вмещает в себя двенадцать человек, и что дорожные полицейские останавливают такую машину чаще всего из простого любопытства. Этот внедорожник стал мне чем-то вроде верного пса, который всегда и везде со мной. С ним я ходил по грибы и даже стрелял куропаток. В общем, дружба наша была крепка.

За следующие пять лет я сменил еще три таких джипа, и каждый из них я эксплуатировал абсолютно нещадно. Продавал я их отнюдь не потому, что они начинались сыпаться и разваливаться. Продажа ЛуАЗа осуществлялась лишь тогда, когда мне предлагали цену, поистине достойную этой машины, и на вырученные деньги я спокойно покупал новую машину, и у меня даже оставалась небольшая, но приятная часть от полученной суммы. Этот джип, что называется, «железный». Он сделан предельно просто, но в этом и заключается его преимущество – ломаться буквально нечему. ЛуАЗ является обладателем полного привода, независимой торсионной подвески (привет советским танкам!), редукторных колесных приводов (прямо как у Хаммера) и подключаемого заднего моста с блокировкой дифференциала. Регулировки касаются только двигателя и схождения передних колес. Благодаря простоте конструкции очень легко менять важные детали подвески и рулевого управления. Когда менять? Тут все просто – нужно всего лишь накопить на одометре 15 тысяч километров по пескам и болотам, а потом проверить, все ли в порядке. Если лень менять, то и не надо, подумаешь, руль будет люфтить чуть больше, чем указано в сопровождающей документации. Однако по прохождению каждых 15 тысяч необходима замена тормозных колодок, без этого никак. Правда, эти 15 тысяч надо еще пройти. Многие используют ЛуАЗ как автомобиль для загородного отдыха и за год наезжают порой даже меньше 5 тысяч километров.

Техническое обслуживание: Смазка. Как показала практика, даже абсолютно новый ЛуАЗ нуждается в смазке. На заводе, увы, карданные шарниры и элементы подвески смазывают совершенно недостаточно. Если не смазать нужные места, туда непременно доберется влага и тогда машина заболеет «кариесом». Но если вы были щедры на солидол – карданы вас не подведут, уж будьте уверены. Двигатель, коробку передач и колесные редукторы тоже надо тщательно проверить и при необходимости смазать. Предпродажной подготовки у этого джипа как таковой нет, как всегда, до ума все приходится доводить самостоятельно. Работы по смазке не отнимут много времени – в среднем на всё про всё уходит двадцать пять – тридцать минут. Если вы любитель осенней и зимней охоты и планируете ездить по глубокой жидкой грязи, под конце сезона ходовая обязательно должна быть смазано. Впрочем, это правило действительно для любо джипа.

Перед любым выездом на бездорожье рекомендуется еще раз осмотреть и смазать машину. Конечно, этому джипу по плечу и болота, и снега, но все ж таки он предпочитает передвижение по асфальту, или, на худой конец, по грунтовой дороге.

Шумоизоляция. Самое печальное, что она в машине отсутствует вовсе, и от длительной езды совсем недолго оглохнуть. Однако стоит установить панели, поглощающие звук, как эта проблема отпадает, но вдруг появляется новая – постоянно дребезжит ручка переключения передач. Покапаем ей мягкий чехол, она замолкает, и просыпается глушитель. Ну его к черту, выбрасываем! Вместо него можно поставить глушитель от вазовской «копейки», и никаких проблем. Побольше фантазии, господа!

Обкатка. Да-да, вы не ослышались, новенький ЛуАЗ необходимо хорошенько обкатать. Этот процесс занимает от 5 до 7 тысяч километров, и без прохождения обкатки не стоит ждать от машины максимальной эффективности. Зато стоит проехать 10-11 тысяч, как ЛуАЗ начинает просто рвать и метать.

Доход бензоколонок. Новые джипы, учитывая не притершиеся друг другу узлы и детали, потребляют очень много топлива – до 15 литров на 100 километров! Для рачительных товарищей это просто кошмар! Но не нужно падать духом, после обкатки уровень расхода топлива сильно снизится, до 9-10 литров в городе и 8-8,5 на трассе. Для внедорожника это совсем смешные цифры. Мой сегодняшний ЛуАЗ обошелся мне в 570 долларов, и после прохождения 15 тысяч километров он потребляет лишь 8 литров на 100 километров на трассе.

Экстерьер. Кузов ЛуАЗа – это просто конструктор. Хочешь, отстегни крышу, опусти лобовое стекло, убери двери… Можно сделать себе настоящий кабриолет, да только не забывайте взять зонтик – а то вдруг пойдет дождь, а с зонтиком вы сойдете за родственника Посла Королевы Англии, которого непогода точно также застала в ЛуАЗе с открытым верхом. Бедняге не оставалось ничего, кроме как раскрыть зонт. К слову, тот ЛуАЗ был особенным, подарок ведь, как-никак. Даже обслуживание эта машина проходила у польского механика в польском же гараже, а на ветровом стекле у нее красовалась английская надпись, в переводе означавшая «лучший из внедорожников». Кстати, к ЛуАЗу можно приобрести крышу из пластика, стоит она в районе 350 долларов.

Движущая сила. 245 двигатель, который ставили еще на Таврии, затем перебрался и на ЛуАЗ, вытеснив поднадоевшую V-образную «четверку», доставшуюся в наследство от незабвенного Запорожца. По моему мнению, лучше сделать выбор в пользу двигателя с водяным охлаждением. Он менее шумный, обладает большей мощностью и лучше обогревает салон. Этим можно объяснить желание владельцев ЛуАЗ 969 приобрести ЛуАЗ 1302. У меня стабильно работали двигатели и на водяном, и на воздушном охлаждении. Впрочем, кто знает, может, я продавал машину раньше, чем они должны были начать выходить из строя. Эти моторы стабильно заводились в тридцатиградусный мороз, летом не перегревались, раздражался я лишь от проблем с поршневыми кольцами на моем первом ЛуАЗе, но там я был сам виноват – польстился на дешевое масло для КамАЗа. С тех пор покупаю всегда только те ГСМ, что по документам годятся для моей машины. Что касается разницы в крутящих моментах двигателей, то её вы почти и не ощутите.

Ключевую роль играет легкий вес джипа, а также тип протектора – он должен соответствовать поставленным целям. Двигатель от Таврии имеет очень благоприятное для езды по бездорожью расположение свечей. Для них легче сделать изоляцию от воды, ведь зачастую машина достаточно глубоко погружается в трясину или реку. С «воздушным двигателем» при 4200 оборотах в минуту мы спокойно идем с крейсерской скоростью 65 километров в час, в то время «водяной» движок от Таврии позволяет при 5600 оборотах разогнаться до 85 километров в час. Только не нужно слишком заигрываться с повышенными оборотами – износите двигатель, он к этому очень чувствителен, а там и до отправки его на пенсию будет недолго. Есть и другие варианты двигателей. Скажем, в России у ЛуАЗа двигатель от ВАЗ 2108/2109. Также есть и силовой агрегат Peugeot TUD 5, объемом 1,5 литра и мощность 57 лошадиных сил. Новую коробку передач собирают во Львове и, соответственно, передаточные числа, максимальная и минимальная скорости могут быть и другие.

Водоплавание и езда по водоёмам. Преодоление водных преград – одно из самых занимательных занятий на ЛуАЗе. Если глубина воды не превышает 40-45 сантиметров, а дно без косяков и укреплено, можно смело идти напролом вброд. Но если уровень воды выше, или состояние дна вызывает сомнения, передвигаться следует лишь привязав буксирный трос к боковым проушинам, чтобы в случае чего быстро вытащить машину. Лучше всего переправляться вдвоем, с тросом. Скажем, вы на ЛуАЗе едете первыми, выбираетесь из воды, а ваш напарник только въезжает на брод. В тот момент, когда ваш джип, покидая воду, лишается на секунду опоры под колесами, напарник глушит мотор своей машины. Затем ЛуАЗ находит твердую почву под колесами, и вы можете вытягивать товарища на берег.

Есть еще и военная версия ЛуАЗа, ее можно в полной мере назвать боевой. У такого внедорожника значительно лучше герметичность и нет дверных проемов, а в роли движителя выступают колеса. В гражданской модификации машина может совершать длительный заплыв лишь с помощью понтонов – иначе вода проникает в салон. В роли понтонов можно использовать 200-литровые бочки из-под топлива. Две таких бочки нужно обвязать капроновым тросом и прицепить, одну спереди, а другую сзади, к балкам и буксирным проушинам. Затем въезжаем в воду и начинаем движение к противоположному берегу. При повороте руля машина реагирует несколько медленно, но всё же вполне уверенно. Движение осуществляется со средней скоростью четыре километра в час. Важно – двигаться нужно лишь в том случае, если на полу в салоне нет воды! Если она есть, необходимо проверить уплотнение на заднем борту и по возможности избавиться от части груза. Берег, куда вы хотите пришвартоваться, должен быть пологим, а глаза у всех свидетелей данного события – квадратными.

Аэроподготовка. ЛуАЗ, увы, совершенно не предназначен для долговременных полетов. Подобно Икару, стоит ему оторваться всеми четырьмя колесами от земли, как его тут же тянет назад. Кроме того, из-за очень низкого хода амортизации – всего 10 сантиметров – у автомобиля очень скромные возможности гашения удара, поэтому максимальная высота прыжка не должна превышать 50 сантиметров. Однако ходят слухи, что уже начался выпуск ЛуАЗов с пневматической подвеской, которая куда лучше годиться для зрелищных прыжков, но как они собираются избавляться от перевешивания в сторону груза пока остаётся тайной.

Топи и трясины. Если вам все же каким-то неимоверным чудом удалось завязнуть в болоте, не паникуйте, выбраться не так сложно. Можно, если есть три пары мужских рук, просто перенести заднюю часть машины и поставить ее на твердую почву, а можно приподнять ее и подложить хворост. Если ничего не вышло, делаем импровизированный буксировочный трос – берем капроновый трос, пропускаем его через обод одного из задних колес и завязываем петлей. Узел нужно сместить немного в сторону от середины покрышки. Переключаемся на задний ход и включаем блокировку дифференциала заднего моста. И вот трос начинает накручиваться на колесо. Действовать стоит осторожно, чтобы трос не сорвался. Бывает, что в таких ситуациях автомобиль начинает разворачивать, но эта проблема решается установкой на колесных дисках съемного шкива. Аналогичную процедуру можно проделать и с передней парой колес, причем с их помощью выбираться из болотного плена даже удобнее.

Охота. ЛуАЗ – отличный автомобиль для охоты. Поверьте, все ее участники, а также вся их поклажа и даже их собаки влезут в машину, а в некоторых случаях туда можно даже попытаться запихнуть и добычу.

Подъем с уклоном 60%. Что ж, достойное испытание для автомобиля. Только помните, ни в коем случае не поворачивать! Включили пониженную передачу – и вперед, старайтесь не делать никаких остановок. Если ехать неправильно, почва под колесами может начать «плыть», и добром это точно не кончится ни для автомобиля, ни для вас. Если же встали перед оврагом, то экспериментировать и спускаться с такого склона не могу посоветовать – сам не пробовал, да и, если честно, навряд ли бы отважился попробовать, ЛуАЗу может быть будет и плевать, а лоб у меня не железный.

Песок. Тут и говорить нечего. По песку на ЛуАЗе можно ехать хоть куда и хоть с кем. Если решили прогуляться по пляжу, лучше автомобиля не найти. Если верить информации в сети ЛуАЗа даже пытались приспосабливать к работе спасателем на курортах и пляжах, впрочем, это лишь отголоски его бытности «транспортёром переднего края».

Снег. Здесь всё куда проще. Пожалуйста, атакуйте любые сугробы и завалы. Единственное – те снежные кучи, чья высота превышает высоту бампера, могут создать некоторые проблемы, поскольку их придется буквально протаранивать. Но для многих это и не проблема вовсе, а удовольствие. Ну и, конечно, позаботьтесь о хорошей резине, мало ли куда зимой можно забрести.

Лед. Катаясь по наледи, не забудьте бросить взгляд в зеркало заднего вида – вы обязаны увидеть выражение лиц пассажиров! А уж если где-то под колесами треснет лёд, на их лице отобразится такая гамма чувств, какая не снилась даже Сергею Безрукову. К слову, ЛуАЗ – тот еще ледокол, не стоит об этом забывать, но чтобы быть уверенным, проверьте лишний раз изоляцию и днище, лучше всегда обходиться без сюрпризов.

Грузоподъемность. Объем багажного отсека – 400 килограммов, но это лишь в соответствии с техпаспортом. На деле можно уместись почти в три раза больше груза, автомобиль достойно выдержит это испытание. Только не стоит перебарщивать, везде нужна мера. А если нагрузили, то уж не экспериментируйте, летать и плавать лучше налегке.

Что делать, если машину угнали. Я всегда был уверен, что позариться на ЛуАЗ может лишь глубоко неадекватный человек, которого я все равно не встречу в этой жизни. Однако я заблуждался – мою машину однажды наглым образом угнали, кому-то, видите ли, понадобились запчасти. Милиция сработало быстро – не прошло и двух недель, как горе-угонщик, печально вздыхая, давал показания в суде, а я радостно на вернувшемся ЛуАЗе в отделение вез милиционерам водку в знак благодарности. В общем случае, без присмотра любой автомобиль не стоит, ЛуАЗ угнать и поспешно разобрать не представляет никакого труда.

Чистота в салоне. Сложно представить, как несколько здоровых мужиков, обляпанные грязью, возвращаются с охота с огромной кабаньей тушей, нагло закидывают ее в ваш роскошный джип, а потом и сами бесцеремонно усаживаются в своей запачканной одежде на кожаные или велюровые сиденья. Наверняка владельца джипа просто напросто хватит удар. Но только не владельца ЛуАЗа. Грязь из его салона удалить просто – ставим машину на уклон, берем шланг, и хорошим напором просто вымываем всю нечисть. Если нет возможности использовать водопроводную воду, сгодится два-три ведра первой попавшейся, главное чтобы была чище чем то, что собираемся отмывать.

ГИБДД. Сотрудники ГИБДД настроены к ЛуАЗу благожелательно. За целый год меня останавливали лишь однажды, и то во время поездки в Крым. Инспектора явно не интересовал талон техосмотра, разбитое зеркало и штраф за нарушение правил дорожного движения, просто милиционеру стало интересно, как ведет себя такая машина.

Комфорт. Здесь, я так полагаю, все очевидно – удобство машины находится на самом низком уровне, спартанцы бы позавидовали аскетичности и антиприспособленности. Но и тут не стоит отчаиваться, можно позаимствовать отопитель и сидения у ВАЗ-2101, остальное свое, родное, но от этого не менее топорное. Впрочем, зато места для ног очень много. В холодную погоду, особенно в дождь, иногда запотевают стекла, но это решается просто – переключаемся на забор воздуха снаружи машины и направляем поток на стекла. Теплый воздух постепенно вытесняет холодный и влажный, который покидает машину через имеющиеся в машине зазоры.

Размер имеет значение. Если вы везет с собой девушку, не поленитесь справить о ее размере груди. Нет, здесь нет никакой пошлости – просто есть у ЛуАЗа привычка «козлиться», а значит, даме с большим бюстом сзади сидеть строго противопоказано. Если уж совсем стесняетесь спросить, постарайтесь оценить женские прелести визуально и предложить спутнице сеть на правильно место. Женщины на такое не обижаются, напротив, даже хвалятся потом подругам, что их прокатили на таком необычном автомобильчике.

Контрабанда. Представьте себе, в 1992 году почти три десятка ЛуАЗов были незаконно перевезены в США! Конечно, машины максимально разобрали, да сделали это так хорошо, что все ЛуАЗы в итоге хорошо уместились в двух 12-метровых ящиках. Неплохо, не правда ли? В таможенных документах контрабандисты написали – «оборудование для охоты». В общем-то, они не соврали. Джипы везли как раз таки в громадное охотничье угодье, размеры которого сопоставимо с размерами Москвы. ЛуАЗы там были и остаются вне конкуренции. Чтобы отремонтировать тот же джип Wrangler, нужно выложить не меньше 500 долларов, а ведь этой суммы хватит, чтобы отремонтировать все двадцать восемь ЛуАЗов! Если владельцы украинских джипов хотели покататься где-нибудь вне угодья, они загружали ЛуАЗы в трейлеры и прицепы, садились в свои Jeep Grand Cherokee и приезжали на место, где начиналось бездорожье. Чероки оставались ждать, а ЛуАЗы пускались в дело. Вот такая история, а вы всё жалуетесь на советский автопром, даже привередливый американец оценил чудесатость ЛуАЗиков.

Возможности для доработок и тюнинга. Сегодня тема тюнинга как нельзя актуальна, поэтому без упоминания о ней никак, увы, не обойтись. ЛуАЗ, как я уже говорил выше – это просто конструктор, поэтому с ним можно чудить и экспериментировать, как душе угодно. Легко меняются сиденья и приборная панель, поставить колеса диаметров побольше – да никаких проблем! Можно сделать полировку кузова и хромировку порожков, будет как у Хаммера. Двигатель можно форсировать аж до 72 лошадиных сил, а уж если есть турбонаддув, так и вовсе мощность доводится до 85 л.с. Если учесть, что сама по себе машина маленькая и легкая, такой мощности ей хватит даже для полета на Луну. Есть и такие, кто добавляет еще одну колесную пару, хотя я сомневаюсь в безопасности таких экспериментов – мне кажется, джип «шесть на шесть» стоит сразу заказывать на заводе. Такая модификация действительно есть, она зовется «Изыскатель». Если уж лень ехать на завод, не стоит ставить дополнительные колеса самостоятельно – обязательно обратитесь к профессионалам, иначе можно наломать дров.

Поведение за рулем. Будьте доброжелательны, снисходительны и привыкайте, что на ваш джип будут пялиться. Улыбка куда лучше бесчувственной гримасы, а иной раз она лучше даже хорошего удара по башке. Шучу, шучу. Не поленитесь предложить свою помощь всем, кто застрял, забуксовал, утонул и так далее – ваша помощь, как и ваш ЛуАЗ, будет по достоинству оценена. Не забывайте, что вы за рулём боевой машины, которая просто рождена чтобы спасать всех, кому помощь нужна, да и к собственной карме +1 не будет лишним.

Прозвища. Как только бедный ЛуАЗ не обзывают! Волынянка и Жужик – самые, пожалуй, безобидные его прозвища. Также непонятно почему ЛуАЗ порой называют «Газиком», а одна моя знакомая, дипломированный специалист в области психологии, обозвала мою машину «Тазиком», а потом очень гордилась своей изобретательностью. Впрочем владельцы обычно не скупятся на комплименты, поэтому у каждого вы услышите своё фирменное название.

ЛуАЗы в бизнесе и деловой сфере. Однажды одна фирма из Киева, занимающаяся доставкой воды, по совету американских партнеров начала возить заказы на ЛуАЗах. И, как ни странно, это стало неплохой рекламой, и прибыль пошла вверх!

Конструкция:

Вот техническая характеристика модели 1302 выпуска 1994 г.:

  • двигатель – 4-тактный карбюраторный, рядный, жидкостное охлаждение, мощность 52 лошадиных силы Модификация известного двигателя (245-го двигателя), используемого на "Таврии". От оригинала отличается конфигурацией стыка коробки передач.
  • Полезная нагрузка - 400 кг. (реальная – тонна! только следите за давлением в шинах)
  • Снаряженная масса - 970 кг.
  • Дорожный просвет - 28 см. (боьше, чем у УАЗа на 6,5 см.)
  • Максимальная скорость – 100 км/ч.
  • Расход топлива при 80 км/ч. и полной загрузке - 9 л./100км.
  • Максимальный подъем с полной нагрузкой - 60 %.
  • Радиус поворота - 5 метров.
  • Габаритные размеры - 3390 х 1610 х 1770 (высота).
  • Топливо - АИ-92

Кузов - цельнометаллический открытый, четырехместный двухдверный, с открывающимся задним бортом. В качестве опций могут быть предложены трапы для преодоления траншей, окопов и прочего. Они просто навешиваются на кузов.

  • Силовая передача - постоянный привод на передние колеса, подключаемый синхронный привод на задние колеса.
  • Полуоси полностью разгруженного типа.
  • Блокируемый задний дифференциал.
  • Тормоза барабанного типа.
  • Проходимость. Аналогов нет. Из "Взрослых" машин конкурентом может быть только «Унимог».
  • Заводская цена базовой модификации - 2500 $