Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Соединенные Штаты на колесах

Обзор американского автомобильного рынка
Табличная информация
Самые угоняемые автомобили в США
Импорт японских автомобилей в США вырос на треть

Американский автомобильный рынок – крупнейший в мире. Именно поэтому автопроизводители всего мира стремятся регулярно насыщать новыми моделями Северную Америку, и в первую очередь – Соединенные Штаты. Именно поэтому здесь сложилась жесточайшая конкуренция между иностранными (в основном японскими) и местными производителями. И именно поэтому тенденции, характерные для американского рынка, с небольшой задержкой проявляют себя на европейском, азиатском и, конечно же, российском.

Емкость рынка новых легковых автомобилей в США в 2006 году выросла по сравнению с 2005 годом на 3,2% и достигла 226 млрд долларов, в то время как емкость рынка грузовиков (около 280 млрд долларов) практически не изменилась. За весь 2006 год в США было продано 7,8 млн легковых автомобилей и 9,3 млн грузовиков. Нехитрые подсчеты показывают, что средняя стоимость покупаемого американцами легкового автомобиля составила 29 тыс. долларов, а грузовика – 30,1 тыс. долларов.

Несмотря на эти кажущиеся вполне благополучными цифры, автомобильная промышленность в Соединенных Штатах переживает не лучшие времена. Местные производители сталкиваются с жесточайшей конкуренцией со стороны иностранных компаний, особенно в области ценовой политики. Если к конкуренции со стороны японцев и европейцев (в основном немцев, конечно) «большая тройка» американских автопроизводителей (General Motors, DaimlerChrysler и Ford Motor) уже привыкла, то агрессивная экспансия китайцев в последние пару лет стала чуть ли не сюрпризом. Не воспринимали до недавнего времени Китай как страну, производящую автомобили, способные найти спрос где-либо помимо внутреннего и сопредельных рынков развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это приводит к сокращению доли продукции «большой тройки» на американском рынке – по итогам 2006 года она потеряла еще 4%. Это также стало причиной того, что компании General Motors и Ford Motor в 2006 году ощутимо сократили местную автосборку, а к 2008 году и вовсе планируют закрыть в Северной Америке 26 предприятий и сократить 60 тыс. рабочих мест.

Особенно тяжелым год выдался для Ford Motor Company. Огромные финансовые потери, связанные с реструктуризацией производства и бизнес-модели, привели к смене высшего руководства компании. Для Toyota Motor и Honda Motor год, наоборот, выдался очень удачным, в т. ч. и на североамериканском рынке. Обе компании увеличили свои доли на рынке и получили операционную прибыль в размере 10% и 7% соответственно. Прорыв компании Toyota вообще оказался очень впечатляющим – в 2007 году она впервые вышла на первое место по доходам, опередив «большую тройку» из Детройта (см. таблицу 1). Свое положение на американском рынке упрочили и другие автомобильные компании из Азии. Например, Hyundai и Kia. Однако их успехи на фоне Honda и Toyota выглядят не так впечатляюще.

Тем не менее, американские производители все еще не исчерпали потенциала выхода на иностранные рынки. Особенно это относится к рынкам развивающихся стран, и в первую очередь – стран группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Как полагают американские эксперты, развитие автосборочного производства в этих странах даст возможность американским производителям сохранить свои позиции в мире, однако на североамериканский рынок это вряд ли окажет какое-либо заметное влияние.

Спрос диктует предложение. Несмотря на заметно выросшие цены на бензин, «средний американец» пока не пересел на экономичное средство передвижения и до сих пор предпочитает мощь и размер. Об этом говорит хотя бы тот факт, что наиболее типичный житель Нового Света покупает пикап или внедорожник (см. таблицу 2). Самым продаваемым автомобилем в США по итогам 2006 года стал Ford F-серии – каждые 40 секунд (если предположить, что торговля шла круглосуточно и без выходных, а это недалеко от истины) кто-либо из американцев покупал этот пикап (данные за 2007 год пока недоступны).

Гибридные автомобили, сочетающие в себе двигатель внутреннего сгорания и электромотор, позволяют сэкономить на топливе, но по ходовым характеристикам проигрывают своим традиционным бензиновым собратьям. По мнению экспертов, единственным фактором, препятствующим всеобщему их проникновению, является высокая стоимость. Популярность «гибридников» растет, но они пока не могут завоевать сердца американских потребителей и занимают долю рынка легковых автомобилей, не превышающую 2%, по данным Datamonitor, и 1,5%, по данным Plunkett Research. Чтобы хоть как-то ускорить этот процесс, некоторые производители стали вкладывать значительные средства в разработку и вывод на рынок гибридных внедорожников.