Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

«Формула 1» в России: быть или не быть?

Какие гонки самые популярные на планете? Ответ на этот вопрос без раздумья может дать даже тот человек, который имеет только смутное представление о мире автоспорта. Конечно же, это «Формула 1». «Королевские гонки» были, есть и будут самым популярным видом автоспорта еще долгое время. В календаре на 2008 год значится 18 этапов. Руководством FIA уже принято решение к 2010 году увеличить количество гонок до 20 – через 2 года должны пройти первые этапы гонок в Индии и Южной Корее.

Кроме того, в 2009 году впервые состоится Гран-при ОАЭ. Участники будут соревноваться на новом автодроме, строительство которого стартовало в прошлом году. Строительство трассы возглавляет архитектор Герман Тильке, который принимал участие в создании многих трасс «Королевских гонок». Новый комплекс строится на искусственном острове Яс, где, по словам главы «Формулы 1» Берни Экклстоуна, разместятся тематический парк Ferrari, гостиницы, пристани яхт. Гран-при ОАЭ станет вторым, которое пройдет на Ближнем Востоке, – сейчас в календарь «Формулы 1» включен этап в Бахрейне. Контракт для проведения гонок в ОАЭ подписан на семь лет.

В начале прошлого года глава Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов обратился к председателю совета директоров и исполнительному директору гонок Берни Экклстоуну с предложением организовать один из этапов «Формулы 1» в Санкт-Петербурге. «Мы представили свое предложение на рассмотрение Экклстоуна, и трасса теперь, возможно, будет проложена в Санкт-Петербурге», – отметил Фетисов. Однако, по словам Германа Тильке, Россия вряд ли примет в ближайшем будущем один из этапов «Королевских гонок». Мексика и Россия, о возможном появлении которых в календаре «Формулы 1» ходили разговоры в последние годы, пока не продвинулись дальше инициативных планов.

Так придет ли «Формула 1» в Россию? Смогут ли наши многочисленные поклонники этого вида автоспорта воочию увидеть своих кумиров? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, но, судя по тому, что слухи о пришествии «Формулы 1» в нашу страну ходят уже около 7 лет, в ближайшие годы «Королевских гонок» нам не видать как своих ушей. Причин тому масса. Стоит напомнить, что еще в далеком 2000 году для обсуждения возможного строительства Москву посетил глава «Формулы 1» Берни Экклстоун. Московское Правительство было всерьез настроено на перспективу принятия чемпионата самых популярных в мире гонок. Однако, узнав об условиях, поставленных Экклстоуном, было решено отложить строительство. Те самые условия, которые так испугали московскую «верхушку», включали в себя передачу в ведение руководства «Формулы 1» права на продажу билетов, телевизионные трансляции, рекламу, а также другие доходы. Столичные градоначальники, привыкшие все держать в своих руках (особенно крупное доходное строительство), решили начать поиски частного инвестора. Семь лет поиска так и не увенчались успехом. Все российские олигархи, узнав о возможных затратах на строительство будущей трассы, а они по предварительным подсчетам составляют около $600 млн, открещивались от инвестирования всеми правдами и неправдами.

Однако и по сей день ходят слухи, что некоторые представители российской бизнес-элиты  до сих пор вынашивают планы о строительстве пресловутой трасы. Но есть несколько причин, в силу которых строительство постоянно откладывается. Во-первых, это очень дорого, все-таки $600 млн – очень солидная сумма даже для крупных компаний. Во-вторых, ежегодные затраты, связанные с проведением гонки, выливаются еще в $20-25 млн. В-третьих, при условии поддержки государства, окупаемость такого проекта составляет около 30 лет, и немногие российские компании готовы пойти на такой риск в условиях нашей, пока нестабильной, экономики. Еще одним немаловажным фактом являются поправки в Налоговый кодекс РФ, введенные в 2002 году, которые запрещают
бизнесменам направлять часть налогов на спонсирование спорта. В силу этого многие состоятельные представители российского бизнеса потеряли интерес к гонкам.

Гонки «Формула 1» для инвесторов и спонсоров – это, в первую очередь, имиджевый проект. Российские компании пока не готовы пойти на такие затраты ради поднятия имиджа. По словам главного редактора российской версии журнала «F1 Racing» Андрея Ларинина,  деловые структуры, уже принимающие активное участие в жизни «Формулы 1», пока не видят смысла поддерживать эту тему в России, так как популярность автоспорта в нашей стране еще невелика, а для продвижения брендов здесь достаточно хорошо работают другие методы.  

Кроме того, сами автопроизводители, участвующие в «Королевских гонках», также не сильно заинтересованы в развитии своего имиджа таким дорогостоящим способом, так как продажи автомобилей в России и без того показывают рекордный рост из года в год.
Конечно, когда-нибудь «Формула 1» появится и в России, но пока в отношении автоспорта не изменится государственная политика, пока не будет налажено должное финансирование, об этом говорить рано.