Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Подорожает ли ОСАГО?

К закону об ОСАГО в 2008 году в три этапа вступят новые поправки  в марте, июле и декабре. Многие эксперты придерживаются мнения, что из-за этого система обязательного страхования претерпит значительные перемены. Автомобилисты в первую очередь боятся, что это приведет к пересмотру тарифов ОСАГО не в их пользу, но пока мнения разнятся.

16 ноября 2007 года Государственная Дума приняла в третьем чтении ряд поправок к законам «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и «Об организации страхового дела в РФ». 23 ноября 2007 года поправки одобрил Совет Федерации, а позже и президент Владимир Путин поставил под ними свою подпись.

Закон предусматривает:
– уточнение понятий «страховой случай», «территория преимущественного использования транспортного средства», что исключит множественность их толкований;
– право потерпевшего при наличии соответствующих условий обратиться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым заключен договор страхования ответственности (так называемое прямое возмещение убытков);
– возможность при определенных условиях оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников милиции;
– установление обязанности страховщика уплатить потерпевшему неустойку (пени) в случае нарушения страховщиком срока осуществления страховой выплаты в размере 1/75 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки (при этом срок рассмотрения заявления потерпевшего увеличивается с 15 до 30 дней);
– установление страховой суммы в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего (сколько бы их ни было), в размере до 160 тыс. рублей (в настоящее время действует норма, в соответствии с которой размер выплаты в возмещение ущерба жизни и здоровью составляет 240 тыс. рублей за всех потерпевших);
– установление фиксированной суммы страховой выплаты (135 тыс. рублей) лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае потери кормильца в соответствии с Гражданским кодексом РФ, при причинении вреда жизни потерпевшего (сложившийся в настоящее время порядок расчета сумм, выплачиваемых в связи со смертью потерпевшего, не дает возможности членам семьи получить их в полном объеме и в разумные сроки);
– в целях вступления в международные системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установление обязанности застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории иностранного государства (так называемая зеленая карта);
– уточнение категорий граждан (из числа инвалидов), имеющих право на компенсацию страховых премий по договору обязательного страхования;
– сокращение минимального срока, на который можно заключить договор обязательного страхования: для физических лиц – с шести до трех месяцев в году, юридические лица могут заключать такие договоры на шесть и более месяцев в году;
– уточнение положений закона об ОСАГО, касающихся действия договора обязательного страхования при передаче управления транспортным средством.

По сообщениям нескольких изданий, появилась информация, что в правительстве будет создан некий комитет, задачей которого будет обсуждение целесообразности изменений тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (тариф – отношение страховой премии к страховой сумме, выраженное в процентах). Возможно, споры по этому вопросу могут оказаться довольно пылкими, так как начнутся они только после того, как все заинтересованные ведомства и структуры выскажут свои предложения. Например, Российский союз автостраховщиков уже направил в Министерство финансов исследования и расчеты по изменению базового тарифа и коэффициентов.

Логично будет предположить, что реакцией страховщиков на поправки к закону об ОСАГО станет именно повышение стоимости полисов, так как при нынешней системе и расценках они работают себе в убыток, который постоянно увеличивается. В некоторых регионах это может привести к сокращению числа федеральных страховщиков, а ОСАГО будут предоставлять местные фирмы, которые также столкнутся с проблемой выплат. По другую сторону ринга застрахованные автомобилисты, которые жалуются на предоставление оплаченных ими услуг, точнее на их отсутствие или сложности при получении возмещения ущерба. Если участники аварии смогут без сотрудников ГИБДД оформлять схему дорожно-транспортного происшествия, то для страховой компании будет велик риск подложных страховых случаев. Даже если учесть то, что часть из них будет раскрыта, компания потеряет время, а часть невыявленных случаев все-таки оплатит. Таким образом, образуется дисбаланс между полученными и потерянными суммами не в пользу страховщиков.

Эксперты страхового рынка предполагают, что тарифы повысятся примерно на 20%. Например, региональный тариф может увеличиться до 40% в некоторых регионах, а стоимость базового тарифа поднимется до 4 тыс. рублей. Составители расчетов РСА же предлагают повысить тарифы по следующей схеме: для физических лиц базовый тариф на ОСАГО будет стоить не 1 980 рублей, а 2 417 рублей; для такси – с 2 965 рублей увеличится до 7 049 рублей (в 2,4 раза); для 20-местных микроавтобусов – с 1 620 рублей до 3 154 рублей (в 2 раза). Пассажирский транспорт повышение заденет сильнее всего, для него тариф может подняться аж на целых 200%. Но пока цифры и предположения довольно расплывчаты из-за надвигающихся выборов – скорее всего, сначала будет формироваться новый состав правительства, затем будут намечены основные приоритеты, а уж потом пора будет приниматься за решение подобных вопросов.

На сайте ИК «ФИНАМ» состоялась интернет-конференция, в рамках которой начальник отдела андеррайтинга моторных рисков «Первой страховой компании» Юрий Горцакалян выразил мнение, что кризис на страховом рынке, произошедший из-за недостаточных тарифов ОСАГО, может привести к кризису всей финансовой системы РФ. Он заявил, что, следуя новому закону об ОСАГО, страховые компании вынуждены будут выплачивать от 80% до 120% от сборов. «Такое развитие событий ведет к кризису на рынке страхования, ведь расплачиваться за обанкротившиеся компании придется оставшимся участникам рынка. А страхование – это часть всего финансового рынка, поэтому кризис на страховом рынке, спровоцированный недостаточными тарифами ОСАГО, может привести к финансовому кризису всей финансовой системы страны». Руководитель страхового консультанта «Финам Страхование» Михаил Кухтарь отметил, что все три этапа, на которые разбито введение новых поправок к закону об ОСАГО, увеличивают убыточность страховщиков: на первом этапе убытки возрастут из-за роста лимитов выплат по жизни и связанной с этим заменой бланков и полисов; на втором этапе (вводится прямое урегулирование убытков) убытки возрастут за счет того, что компании в борьбе за клиента будут более лояльны при расчете суммы страхового возмещения, и за счет проблем при расчетах с недобросовестными страховыми компаниями; а на третьем этапе убытки увеличатся в большем объеме, чем в первые два, по причине введения «европейского протокола» из-за мошенничества и скачка количества обращений.

Людмила Зайченко, специалист по страхованию:
– Повышение стоимости КАСКО и ОСАГО не взаимосвязано, т. к. это разные виды страхования автомобилей. По каким причинам повышают ОСАГО? Представители страховых компаний обычно по итогам года оценивают убыточность по тем или иным маркам, в итоге, чтобы не «уйти в минус», повышают ставки. В этом вся причина ежегодного повышения. А КАСКО – необязательное страхование (но желательное, как показывает статистика ежедневных ДТП). Автомобилистам не стоит связывать повышение одного вида страхования с другим. Но и надеяться на то, что КАСКО будет держаться на прежних позициях, тоже не стоит. Этот вид страхования тоже вырастет, пусть нескоро и ненамного, но подрастет.

Сергей Белявский, автовладелец:
– Я недавно купил новый автомобиль и застраховал его по ОСАГО для постановки на учет, а заодно и по КАСКО, для собственного спокойствия. АвтоКАСКО обошлось мне в 52 тысячи рублей за год, а ОСАГО – в 6 тысяч рублей. Недавно на собственной шкуре ощутил преимущество страховки АвтоКАСКО – во дворе мне поцарапали бампер и крыло, причем виновник скрылся с места происшествия. Вызвал сотрудника ГИБДД, мы с ним все оформили, я получил справку и теперь жду бесплатного ремонта. Даже если КАСКО подорожает, я все равно буду пользоваться этим видом страхования, так как если бы стоимость этого тарифа была у меня на руках, ее бы не хватило для самостоятельного ремонта моей машины. Для примера, суммы, которую я потратил на АвтоКАСКО, хватит лишь на покраску всего кузова автомобиля в неофициальном сервисе.

Алексей Филин, автовладелец:
– Я не рад возможному повышению тарифов на автомобильное страхование. Мой автомобиль застрахован по ОСАГО и КАСКО, я и так выкладываю по собственному желанию немаленькую сумму, чтобы быть уверенным в возмещении ущерба. В ОСАГО я вообще не верю, так как там пострадавшая сторона никому не нужна, человек может обивать пороги страховых компаний и получить деньги на ремонт автомобиля только через несколько месяцев, и то это будет смешная сумма. Если автомобилисты будут оформлять ДТП без гаишников, то это будет радостью для аферистов – они будут подстраивать аварии и требовать возмещения. Из-за этого другим людям, наверное, придется доказывать, что их аварии – настоящие, а это опять потеря времени и денег. Так за что платить больше денег, если со стороны закона процедура упрощается, а со стороны страховых компаний, наоборот, усложняется?