Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Porsche: три поколения конструкторов

Что общего у Volkswagen, Mercedes, Studebaker, немецких танков и Porsche? Ответ прост: ко всем в различной степени приложило руку семейство Порше. Что же касается автомобиля Porsche, то, поскольку конструированием этого автомобиля занималось три поколения семейства, предыстория ничуть не короче самой истории.

«Самый первый» Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в семье медника Антона Порше из города Либерец. Отец надеялся, что сын унаследует его профессию, но юношу влекли изобретения и технические достижения. В 16 лет будущий конструктор заинтересовался электротехникой. Чтобы научиться конструировать автомобили, он оканчивает университет.

В 1898 году молодой Фердинанд Порше пробует свои силы во главе конструкторского бюро на Венском автомобильном заводе Lohner. Первая самостоятельная работа (мотор-колесо для электромобиля) сразу же принесла молодому инженеру успех и известность. В 1906 году Порше становится уже главным конструктором на фирме Austro-Daimler, где создает артиллерийский тягач с активным прицепом.

1909 год отмечен для автомобильного гения сразу несколькими событиями. Во-первых, у него родился сын Фердинанд Антон Эрнст Порше, который впоследствии станет его помощником и преемником. Во-вторых, сам Фердинанд-старший родится как гонщик в ралли «Пробег имени принца Генриха Прусского» за рулем спортивного Austro-Daimler собственной конструкции. Тогда он займет второе место, но учтет все ошибки и через год станет безусловным лидером этой гонки.

К 1923 году компания Austro-Daimler благодаря участию Порше начала производить высококлассные автомобили. Раритетом стали «люксовые» модели AD617 и ADM-1. В этом же году Фердинанд Порше продолжает свое творчество в Daimler-Benz в должности главного конструктора. Первым спроектированным автомобилем на новом месте был легендарный Mercedes 360. В дальнейшем он еще не раз приложил руку к ставшим уже легендарным сериям К и S. Его идеи также нашли свое воплощение в моделях SS, SSK и SSKL. В 1924 году техническая академия в Штутгарте в честь признания заслуг этого гениального изобретателя присвоила ему звание доктора технических наук – honoris cauza (по совокупности научно-исследовательских работ).

Через пять лет с начала сотрудничества с Austro-Daimler, в 1928 году, Порше принимает предложение фирмы Steyr в Австрии, где благодаря его участию на свет появились две интересные модели: Austria и Type ХХХ. Но и это место не стало делом всей его жизни – конструктор всегда стремился к самостоятельности, поэтому 25 апреля 1931 года, в свои 56 лет, Фердинанд Порше основывает собственное независимое конструкторское бюро.

В 1932 году Порше сконструировал новый амортизационный элемент, который стал достоянием всех автопроизводителей, – торсионная подвеска на продольных рычагах. И в этом же году он приезжает с визитом в Советский Союз для ознакомительной поездки по центрам автомобилестроения тех лет. Фердинанд Порше чуть было не стал главным автомобильным конструктором нашей страны, как ему предложило правительство. Однако его опередила фирма Auto Union.

С 1934 года конструктор разрабатывает для Германии «народный автомобиль» (Volkswagen) по заказу немецкого правительства. Во время войны Порше со своим конструкторским бюро принимал активное участие и в выпуске «оружия смерти». Совместно с конструкторами Андерсом (фирма Henkel), Гроте, Гареком и другими не менее талантливыми людьми он пустил в производство танки «Тигр» и «Пантера» (1942 г.), а также самоходное орудие «Фердинанд» (1943 г.). В 1944 появились более тяжелые модели: «Королевский тигр» и «Ягдтигр». Была еще одна экспериментальная машина – 170-тонный танк «Маус» («мышонок»).

После окончания войны Фердинанду Порше пришлось провести почти 2 года во французском плену. Лишь в 1947 году, отсидев 22 месяца в заключении, профессор возвращается в Австрию.

В 1945 году дело отца возглавил его сын – Фердинанд Антон Эрнст Порше, до конца жизни носивший уменьшительное имя Ферри. Чтобы выкупить отца из плена, он перевез конструкторское бюро в Австрию и организовал от лица итальянской фирмы Cisitalia выгодный заказ на проектирование полноприводного гоночного автомобиля. Это стало первой самостоятельной работой Ферри. Затем он собрал команду из инженеров Карла Рабе и Эберана фон Эберхорста и начал работу над новым спортивным автомобилем на основе построенного отцом Beetle.

В основу первого прототипа лег бывший проект Type-60К-10. Однако вместо купе сначала был выбран родстер. Вновь в дело пошли двигатель, трансмиссия и подвеска от «Жука». Ведь именно эти детали были уже опробованы и не раз доказывали свою работоспособность. От довоенной машины новый Type-356 отличался открытым алюминиевым кузовом, а также мотором перед задним мостом.

Благодаря всему этому в 1948 году на свет появился первый «настоящий» Porsche. В 1949 году были собраны первые 50 экземпляров модели 356. Автомобиль оказался настолько прост в конструкции, легок (590 кг) и резв (135 км/ч), что был весьма тепло встречен в послевоенной Европе. В первую же неделю после выпуска автомобиль выиграл гонку. Серийные машины Porsche 356 были уже заднемоторными (для увеличения салона двигатель сместили за заднюю ось), алюминиевый кузов пришлось заменить более тяжелым стальным (для удешевления). А затем семейство пополнили усовершенствованные модели 356 с кузовами «купе» и «кабриолет». Кстати, на капоте именно 356-й модели в 1952 году впервые появилась эмблема Porsche, объединившая в себе геральдический щит герцогского дома Вюртембергов, в середину которого был помещен герб города Штутгарта – вставшая на дыбы лошадь.

В 1950 году компания Porsche KG переехала в Штутгарт, а в 1952-м, год спустя после смерти Фердинанда Порше-старшего, – в местечко Цуффенхаузен, где и находится по сей день. Интересно, что деньги на постройку фабрики Ферри получил, заключив контракт на разработку «люксового» автомобиля для американской фирмы Studebaker.

В 1953 году Ферри Порше создает Porsche 550 Spyder, который одержал победу в мексиканской гонке Carrera Panamericana. Эта гонка впоследствии дала имя самым скоростным моделям компании. Первый Porsche Carrera увидел свет в 1955 году. Эта модификация получила силовую установку, полностью разработанную силами специалистов фирмы Porsche. Наступивший 1956 год ознаменовался обновленной версией 356-й – модель 356А (в версии Continental Coupe автомобиль поступил на американский рынок). А в спортивном ряду появилась более «спокойная» модификация 550А.

В 1958 году, двумя годами позже, родилась совсем новая как внешне, так и внутри, гоночная модель Porsche 718. Она отличалась более легким кузовом, гнезда фар были прикрыты прозрачным плексигласовым стеклом (для аэродинамики кузова). В конце этого года на смену Spyder пришла более мощная модель 356D. В 1960 году увидела свет последняя версия династии 550-x – модель 718/RS, которая отличалась от своего двойника лишь дополнительными фарами, небьющимся лобовым стеклом и багажным отсеком. Параллельно существовала и закрытая версия совместной разработки фирм Porsche и итальянской Abarth. В 1961 году модель 356 GS Carrera успешно выступала в гонках класса Gran Turismo. Серийные автомобили следующего года были отмечены изяществом внешнего вида и неплохой мощностью (в 130 л. с.). Весной появилась последняя и самая быстрая машина семейства – Carrera-2.

В 1963 году мир увидел автомобиль Porsche 356С. Тогда же родился очередной шедевр Порше – всемирно известный Porsche 911. В создании этого автомобиля принимал участие уже сын Ферри – Фердинанд Александр. Так что не всегда природа отдыхает на детях. Новый автомобиль впервые был показан публике на Франкфуртском автосалоне в 1963 году. Конструкцией и внешностью он походил на предшественника, но вот под капотом произошли некоторые изменения. Вместо 2-цилиндрового двигателя был использован 6-цилиндровый (мощностью в 160 л. с.) с воздушным охлаждением. Сначала автомобиль носил обозначение 901. Но когда год спустя, на Парижском автосалоне 1964, на него стали принимать заказы, компания Peugeot уведомила руководство Porsche о том, что сочетание трех цифр с нулем посередине в качестве индекса модели уже давно принадлежит ей. Пришлось ноль изменить на единицу, и в конце 1964 года Porsche 911 «пошел в люди».

11 августа 1965 года компания Porsche получила патент на абсолютно новую автомобильную крышу, названную Targa в честь знаменитой сицилийской гонки Targa Florio. В этом же году была выпущена более дешевая модификация Porsche 912 с 4-цилиндровым двигателем Super-90. И еще одно, уже личное, событие произошло в этом же году – технический университет Вены присвоил Ферри Порше звание доктора наук.

В 1967 в продажу наконец-то поступил Porsche 911 Targa. За весь период своего существования он был признан самым безопасным кабриолетом с неубирающейся мощной дугой. Двумя годами позже на серии 911S для улучшения устойчивости автомобиля заднюю ось сместили назад, увеличив тем самым колесную базу.

Начало 70-х годов знаменательно тем, что три фирмы, входившие в империю Порше (собственно производство Porsche, совместное предприятие Volkswagen – Porsche и конструкторское бюро), объединились в 1972 году в акционерное общество Porsche AG. Самой волнующей новостью этого года стало возвращение имени Carrera, которое в последний раз видели на чемпионской модели Type 906 выпуска 1967 года.
Модель под индексом 911 RS легко перевалила за 200-сильный рубеж, и именно на ней впервые обосновался задний спойлер типа «утиный хвост», что позволяло создавать дополнительную прижимную силу на большой скорости.

В 1974 году на Парижском автосалоне дебютирует 911S Turbo. Увеличенный спойлер и мощный, в 260 л. с., двигатель придавали машине какую-то элегантную агрессивность. Предметом гордости моделей того года стал, конечно же, их внешний вид. С данного момента на всех моделях Porsche стали устанавливать бамперы под цвет кузова с подпружиненной частью.

В 1975 году была развита концепция автомобиля transaxle, в которой двигатель из легкого металла располагался впереди, а приводная ось и коробка передач находились сзади. Первой моделью такого типа был Porsche 924. Четырехцилиндровый силовой агрегат мощностью 125 л. с. придавал автомобилю неплохую динамику. Фары были спрятаны в кузове для меньшего сопротивления.

В марте 1977 года была выпущена версия с передним расположением двигателя – модель 928 (уже с 8-цилиндровым двигателем мощностью 240 л. с.). При разработке кузова конструкторы преследовали три цели: получение высоких аэродинамических показателей, сохранение характерных черт машин Porsche и придание автомобилю «нестареющего» внешнего вида. Для решения этих задач были применены поворотные фары, так называемый интегрированный бампер, очень выпуклые боковины кузова. Porsche 928 стал «Автомобилем 1978 года» в Европе.

В 1978 году появляется модификация 924 Turbo с двигателем мощностью 170 л. с. В то время эта модель считалась самой экономичной в мире среди спортивных машин. В 1979 году появилась более мощная модель 928S с двигателем мощностью до 300 л. с. Скорость машины достигала 250 км/ч, что на 20 км/ч превышало максимальный показатель 924-й.

В 1981 году ответом на очередной экономический кризис стал автомобиль Porsche 944 с передним расположением двигателя. Используя базу от 924-й модели и четырехцилиндровый мотор (163 л. с.), конструкторы смогли создать прекрасный во всех отношениях автомобиль. И, как уже было принято, модификация с турбокомпрессорным двигателем не заставила себя долго ждать. 220 л. с. повлияли и на скорость – 250 км/ч. Но все эти модели были не слишком успешными, поскольку «настоящим» Porsche потребители считали только Porsche 911.

В 1983 году к Porsche пришел успех и в гонках «Формулы-1». Команда McLaren с турбокомпрессорным двигателем Porsche лидировала в течение всего сезона 1984 года.

В 1985 году на Франкфуртском автосалоне был представлен прототип модели 959. Собрав в себе все возможное и невозможное, она олицетворяла собой самый современный спортивный Porsche. Проект, к удивлению многих, оказался живучим, и в 1987 году компания объявила о производстве двухсот промышленных версий.

В 1988 году для укрепления своих позиций на рынке компания приняла решение об изменении дизайна семейства 911. Сохраняя уже принятый для них силуэт, конструкторы снабдили различные модификации своими особенностями. Модели стали длиннее благодаря огромным бамперам, изменения и дополнения коснулись светотехники. Все Porsche стали оснащаться автоматически выдвигающимся на скорости задним спойлером, что придавало автомобилю оригинальную двуличность. Первым детищем, воплотившим в себе все эти решения, стала полноприводная Carrera 4. Годом позже, в 1989 году, Carrera 2. Что же касается семейства с передним расположением двигателя, то для внесения разнообразия и, в еще большей степени, для увеличения популярности в 1988 году автообщественности был представлен кабриолет Porsche 944 S2.

В 1991 году семейство Porsche пополнилось еще одной моделью с двигателем впереди – 968-й. Именно она считается среди автомобилей Porsche наименее дорогой и весьма удачной, но, несмотря на всю ее революционность, 968-й было суждено стать последней в этом роде.

В 1992 году в линейке Porsche насчитывалось всего несколько моделей. Это классическая 911-я со всеми возможными модификациями, 928 GTS – самый большой автомобиль фирмы (к тому же не уступающий в цене 911-й) и вышеупомянутая 968-я с первыми в истории компании подушками безопасности. Очередным подарком конструкторов Porsche стал дебют в 1993 году на Франкфуртском автосалоне нового поколения модели 911, которая отличалась от своего предшественника более мощным (285 л. с.) «движком», некоторым дополнением в салоне и плавностью линий, подчеркивающих особенности кузова.

В 1994 году все версии Porsche 911 «переселились» в кузовы с широкими колесными арками. Механическая часть пополнилась новой подвеской и 6-ступенчатой коробкой передач. 1995 год отмечен для компании появлением 408-сильного оппозитного турбодвигателя. Его главные отличия заключались в огромном заднем спойлере и полном приводе на все колеса. В этом же году завершили свой путь так и не оправдавшие надежд модели 928 и 968. Эпоха с «двигателем наперед» закончилась. После прекращения их производства все силы были брошены на развитие модели-долгожительницы 911.

В 1996 году, дабы закрепить свое послекризисное положение на рынке спортивных автомобилей и в классе «относительно недорогих» машин, Porsche представляет совершенно новый тип – Boxster. Это был двухместный автомобиль с совершенно новым 6-цилиндровым двигателем, установленным перед задней осью, с жидкостным охлаждением и мощностью в 204 л. с. Модель имеет мягкий автоматически складывающийся верх. По желанию можно было получить вариант и с жестким верхом.

15 июля 1996 года был произведен миллионный автомобиль Porsche. Им стал Porsche 911 Carrera в полицейском исполнении. Шеф фирмы, профессор Порше, презентовал юбилейную машину дорожной полиции земли Баден-Вюртемберг. Что касается самого Фердинанда Порше, то в 1995 году он был награжден одной из высших наград страны – Большим серебряным знаком почета со звездой за заслуги перед Австрийской Республикой.

В 1997 году во Франкфурте очередное перерождение 911-й модели поразило всех своей совершенной внешностью. Новичок увеличился в размерах, что изменило в лучшую сторону удобство в салоне. Мощный 300-лошадиный мотор, имея водяное охлаждение, разгонял это чудо техники до 280 км/ч.

Ушли в историю тяжелые годы, сегодня Porsche опять «на коне». Компания значительно расширила свой рынок сбыта, выпустив новые модели, в том числе и внедорожник Cayenne. Однако это уже не история, а самое что ни на есть настоящее компании Porsche.