Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Rolls-Royce: история «Серебряной леди»

В результате слияния капитала и таланта на свет может появиться хорошая вещь. Но только тандем больших денег и гения дает поистине прекрасные творения. И Rolls-Royce по праву считается одним из самых прекрасных произведений автомобилестроения ХХ века.

Корни этого автомобиля уходят в XIX век, когда Генри Ройс в 1884 году основал электромеханическое предприятие. Впрочем, днем рождения одного из самых престижных автомобилей считают все-таки 4 мая 1904 года, когда, собственно, познакомились его «родители» – Генри Ройс и Чарльз Роллс. К тому моменту Ройс имел собственное предприятие и был вполне состоятельным человеком, оставив позади торговлю газетами, работу помощника мастера и годы постоянного самосовершенствования. Роллс же, напротив, имел дворянский титул и был талантливым предпринимателем и успешным гонщиком, имея в активе Кембридж, французскую школу пилотов-аэронавтов и фирму по торговле автомобилями. Обоих джентльменов на момент знакомства роднило наличие автомобиля и острое желание иметь первоклассный автомобиль. И вот эти два одиночества встретились.

Плодом встречи стал договор о создании фирмы, подписанный 23 декабря 1904 года. А в 1905 году увидел свет первый Rolls-Royce. Фурора он не произвел и даже не особенно запомнился публике. Как и все автомобили того времени, агрегат напоминал большую неуклюжую карету. Кстати, первый Rolls-Royce, собранный в Манчестере в ноябре 1904 года, сейчас находится в частном владении семейства Лав. Сама компания Rolls-Royce, для которой получить в свое распоряжение самую раннюю из сохранившихся машин было делом не только престижа, но и чести, так и не смогла завладеть этим легендарным автомобилем.

Только в 1906 году родился шедевр с романтичным названием – автомобиль Silver Ghost (Серебряный дух), названный так за серебристый цвет и бесшумный мотор. Модель Rolls-Royce 40/50 HP была представлена в 1906 году на парижской автомобильной выставке. И в этом же году четырехцилиндровый Rolls-Royce 20 PS с мощностью двигателя 20 л. с. под управлением самого Чарльза Роллса одержал победу в авторалли Tourist Trophy. За ним последовал новый рекорд в авторалли «Монте-Карло – Лондон», а также победы в США, включая Silver Trophy в Эмпайр-Сити, и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л. с. в Ормонд-Бич во Флориде. Все успехи были достигнуты автомобилями, разработанными на основе Royce Prototype, которых до 1907 года было выпущено около 100 экземпляров.

С 1904 по 1906 год компания Rolls-Royce Ltd. выпускает несколько моделей 12PS, 15PS, 20PS, 30PS – небольшие двухцилиндровые машины, а также автомобили с трехцилиндровыми и четырехцилиндровыми моторами, с «шестеркой», состоящей из двух блоков – по два и четыре цилиндра, и даже восьмицилиндровый Legalimit.

В 1907 году на решетке радиатора появилась первая эмблема Rolls-Royce, состоящая из двух букв «R». В 1911 году на капоте появилась фигурка – «Летящая леди». Она была создана по заказу известного аристократа, патрона автомобильного движения Англии, лорда Монтегю. Он заказал ее известному художнику Чарльзу Сайксу. Идея эмблемы не приходила до тех пор, пока художник сам не прокатился на этом автомобиле. Тогда он понял, что символом должна быть летящая богиня. Богиня скорости, удачи, богатства, богиня тех, кто на самой вершине жизни. Образом для статуэтки стала любовница самого лорда Монтегю – Элеонора Торнтон. В итоге фигурка была названа Flying Lady of Ecstasy, что дословно можно перевести как «Леди, летящая в экстазе». Таковой она навсегда и осталась. В 30-х годах «Серебряная леди» преклонила колени. Это произошло на модели Rolls-Royce Phantom III, которая развила скорость в 150 км/ч. Стоящая в полный рост фигурка выглядела уже негармонично. Сегодня «Серебряная леди» мгновенно исчезает под капотом в двух случаях: при ДТП – автоматически, а на стоянке от вандалов – нажатием кнопки на приборной доске.

В 1913 году автомобили Rolls-Royce появились в России. Это произошло на четвертой Международной автомобильной выставке, проходившей под покровительством Его Императорского Величества в Михайловском манеже Санкт-Петербурга, на которой марка Rolls-Royce была представлена тремя автомобилями. Сразу же после завершения выставки Николай II заказал себе специальный лимузин. Для торжеств по случаю 300-летия дома Романовых (1913 год) был подготовлен Rolls-Royce, отделанный с особой роскошью – шелк и бархат внутри, золотые инкрустации снаружи.

В 1921 году британский автомобиль стал настолько популярен, что его производство было открыто в США в Спрингфилде. Но американский Rolls-Royce не пользовался популярностью – богатые американцы предпочитали родную сборку. В итоге в 1926 году производство пришлось свернуть. Всего за это время было собрано 1703 автомобиля.

В 1925 году появился последователь модели Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost – величественный и очень дорогой Rolls-Royce Phantom I. Машина не имела очень большого успеха из-за старомодного дизайна и недостаточно хорошей управляемости и была выпущена в количестве 2212 штук. В 1929 году ее сменил Rolls-Royce Phantom II.

В 1931 году Rolls-Royce приобретает своего конкурента, попавшего в сложное финансовое положение, – компанию Bentley. Начиная с 1949 года классические автомобили класса «люкс» получают пронизанные духом ностальгии названия: «Серебряный призрак» (Silver Wraith), «Серебряный рассвет» (Silver Dawn), «Серебряное облако» (Silver Cloud), в 1965 год сменившееся «Серебряной тенью» (Silver Shadow). Phantom серий V и VI производился на базе того же шасси, что и Silver Cloud.

4 февраля 1971 года компания была официально объявлена банкротом. Но Rolls-Royce, в качестве национального достояния, спасло британское правительство, вложив в дело около 250 млн долларов. В том же 1971 году был разработан двухдверный элитарный кабриолет Rolls-Royce Corniche, который производился до 1995 года. А в 1975 году появился первый серийный Rolls-Royce, разработанный иностранными конструкторами, – Rolls-Royce Camague.

В 1977 году на автомобильной выставке в Женеве была представлена четырехдверная модель Rolls-Royce Silver Wraith II. Лимузин имел V-образный восьмицилиндровый двигатель (6,75 л) и несущий кузов. В 1982 был выпущен Silver Spirit, оснащенный двигателем V8, и, как считают специалисты, не без влияния представительских автомобилей Cadillac. Rolls-Royce Silver Spur («Серебряная шпора») выпускался параллельно модели Rolls-Royce Silver Spirit («Серебряный дух»). Именно эта модель была наиболее популярной в США.

В сентябре 1991 года на Международном автосалоне во Франкфурте публика увидела Rolls-Royce Park Ward, «лимузин» с 6-7 местным кузовом, предназначенный только для представительских целей. Тем не менее, в официальных каталогах модель позиционировалась как седан. К своему 90-летию, в 1994 году, компания выпустила Rolls-Royce Flying Spur («Летящая шпора») – модель ограниченной серии в 50 автомобилей, которая являлась модернизированным вариантом Rolls-Royce Silver Spur.

Кстати, Rolls-Royce Silver Dawn – это новое название, данное хорошо известной модели Silver Spirit в конце 1996 года, после проведенной очередной модернизации. А Rolls-Royce Silver Spur II Touring Limousine являлся самой престижной моделью компании Rolls-Royce. Годовое производство этого автомобиля никогда не превышало 25 экземпляров.

В 1998 году на международной автомобильной выставке в Женеве дебютировал Rolls-Royce Silver Seraph, ставший первой принципиально новой моделью компании более чем за 18 лет. Эта модель разрабатывалась Rolls-Royce с 1994 года и должна была заменить Rolls-Royce Silver Dawn.

В 1998 году контроль над компанией получил немецкий концерн BMW. Volkswagen в ходе схватки за Rolls-Royce и Bentley получил все автозаводы в Крю и марку Bentley. Весной 2000 года на шасси Silver Seraph появились сразу две новинки под хорошо известными названиями: кабриолет Corniche и 4-дверный удлиненный седан Park Ward.

С 1 января 2003 года торговая марка Rolls-Royce полностью перешла во владение концерна BMW. Нынешнее предприятие в Крю, принадлежащее концерну Volkswagen Group, будет выпускать только автомобили под маркой Bentley. К столетнему юбилею марки – 4 мая 2004 года – англичане и нынешние хозяева Rolls-Royce, немцы, подготовили модель Rolls-Royce 100ЕХ, где 100 – разумеется, возраст компании.

С историей Rolls-Royce связано множество легенд. И большинство из них – чистая правда. До сих пор углы знаменитой решетки радиатора обязательно опиливаются в тисках напильником слесаря, затем паяются вручную. Каждый собранный автомобиль проходит две тысячи километров испытательного пробега, потом разбирается. Каждый его узел и деталь (имеющие, кстати, личные маркировки и рабочих-изготовителей, и сборщиков) тщательно проверяются, затем кузов окрашивается, и автомобиль окончательно собирается.

Окрашивается автомобиль в 12 слоев и только нитрокраской, а не синтетикой, потому что только нитрокраска дает ощущение глубины. Каждый из 12 слоев перед нанесением следующего слоя полируется, затем краска покрывается эмалью. А вот то, что летящая фигурка на капоте отлита из чистого серебра, — неправда. В былые годы она изготавливалась из сплава меди, цинка и никеля, а сегодня – из нержавеющей стали. Но то, что фигурка эта полируется порошком измельченных косточек черешни, – чистая правда. И, наконец, последнее: Rolls-Royce, в отличие от других автомобилей, бывает только британской сборки.