Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

История Bugatti: для кого-то 13 – счастливое число

Компанию, выпускающую гоночные, спортивные и эксклюзивные автомобили, основал инженер и художник Этторе Бугатти в 1909 году. И сразу внедрил самые современные технологии своего времени. В результате с конвейера сошел очень «подвижный» автомобиль с максимальной скоростью 100 км/ч. Эта самая первая модель Bugatti получила номер «13» и стала базовой для всех последующих модификаций.

23 июля 1911 года автомобиль Bugatti Type 13 финишировал вторым на одном из French Grand Prix. До Первой мировой войны эта машина стала одним из самых значительных новинок компании. В 1922 году выпускается четырехцилиндровый Type 40, прозванный современниками Morris Cowley, в исполнении Bugatti (Morris Cowley – маленький английский автомобиль).

С 1924 года компания начала собирать Type 35 GP. Эта модель принесла марке мировую известность и более полутора тысяч побед на автомобильных гонках. Она прославилась как самая удачная модель гоночного класса Гран-при. Этот автомобиль отличали втянутый хвост, радиатор в форме подковы и коленчатый вал на роликовых подшипниках. В колеса из алюминиевого сплава были запрессованы чугунные тормозные барабаны. Автомобиль обладал прекрасными ходовыми качествами и отличной управляемостью. Восьмицилиндровый двигатель позволял развивать скорость до 190 км/ч. Кстати, не в упрек будет сказано, но именно эта модель случайно удушила Айседору Дункан.

В 1927 году выпускается легендарный Royale – нарочито экстравагантный Bugatti Type 41. Автомобиль оказался неожиданно маневренным на городских улицах – длинная колесная база (более 4,27 м) облегчала управление. Машина также имела  мотор рабочим объемом почти 15 л – вдвое больше, чем у самого могучего автомобиля того времени. Недаром эмблемой для своих творений Этторе Бугатти выбрал фигурку слона, вставшего на дыбы. Этих машин было построено всего шесть.

В 1929 году этот гений гоночных авто создает свою любимую модель – Type 46. Конструкция оказалась не самой удачной, многие клиенты жаловались на допущенные при конструировании ошибки, главной из которых была вибрация коленвала на больших скоростях. В 1930 году Bugatti представила на 24-часовой гонке Ле-Мана две машины, прозванные Bug. На этих гонках неказистый с виду Bugatti Bug, в основу которого была положена конструкция Type 40, изящно и неотступно следовал за фаворитами. А в следующем, 1931 году, компания представила миру Type 50, принципиально отличающийся от обычных гоночных автомобилей. Для него Бугатти создает совершенный для того времени двигатель – 8-цилиндровый 5-литровый, с двойной головкой цилиндров, мощностью 250 л. с. Эта модель была построена по образцу американских гоночных автомобилей. Но с тех пор, вплоть до 1937 года, для спортивных Bugatti длилась череда поражений, когда Type 57 с двигателем объемом 3,3 л и заниженным шасси одерживает победу в Ле-Мане, заняв первые два места и опередив 3-литровую Alfa Romeo, 4-литровый Talbot и 4,5-литровую Lagonda.

В 1932 году на Лондонском автосалоне французское кузовное ателье Kellner представило роскошное четырехместное купе на шасси Bugatti 41 Royale номер 41141. Машина получила приз как самый дорогой экспонат автосалона – фирма предлагала автомобиль за 6500 фунтов стерлингов, что в два с лишним раза превышало цену лучших Rolls-Royce.

Постепенно в бизнес включился и сын основателя марки – Жианобеpто Каpло Рембpандт Эттоpе Бугатти. В сентябре 1936 года лоpду Ротшильду была продана первая из сконструированных им модель Atlantic на шасси Type 57SC. В настоящее время обладателем этого автомобиля числится коллекционер из Соединенных Штатов по имени Питеp Вильямcон. Этих автомобилей было собрано всего лишь три, и, кстати, все они до сих пор целы. Вторая Atlantic прожила очень насыщенную жизнь. Именно она экспонировалась на стенде в Париже и вошла в фирменный каталог Bugatti. Затем она участвовала в ралли по маршруту Париж – Ницца. После чего 11 октября все того же 1936 года была приобретена неким мcье Хольтцшубом. Но надолго у одного владельца машина не задерживалась. Среди ее обладателей числятся автогонщики  Паньибон, Баppакет, известные спортсмены Бодель и Ламбеpджек. Они на протяжении владения автомобилем пытались «усовершенствовать» его, но самое роковое влияние оказал мcье Шатаp, который загнал машину под колеса поезда. Через пять лет после рокового ДТП ее выкупил Андpэ Бенcон и пытался восстановить, но, не справившись с задачей, уступил искалеченное авто Мишелю Сейду. При поддержке таких специалистов, как реставратор Андpэ Лекок и выдающийся французский дизайнер Поль Бpак, автомобиль приобрел-таки свой первоначальный вид.

Куда менее драматичным оказался жизненный путь третьего и последнего из автомобилей Atlantic – шасси номер 57591. Его закончили в мае 1938 года и тут же отправили первому владельцу, англичанину по фамилии Поуп. Из Англии автомобиль попал в Северную Америку, где среди его обладателей последовательно числились Баppи Пpайc, Энтони Бамфоpд и Том Пеpкинc. С начала восьмидесятых годов автомобиль принадлежит знаменитому модельеру Ральфу Лауpену. В настоящее время в музейном комплексе Autostadt хранится четвертая Type 57SC, но эта машина была специально собрана Феpдинандом  Пихом именно для данной цели.

Однако вернемся к истории компании. В 1939 году умер Жан Бугатти, положив тем самым конец и спортивной истории марки. После Второй мировой войны выпуск автомобилей класса «люкс» резко сократился, что привело Bugatti к финансовой катастрофе.

В 1947 году на автомобильной выставке в Париже компания показала новую модель Type 73 с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 1488 куб. см. Но в августе, через два месяца после показа, умирает Этторе Бугатти, а его семья не смогла запустить в производство автомобиль на заводе в Молсхайме.
В начале 50-х годов компании удалось собрать шесть экземпляров модели Type 101, которая, по сути, являлась «перелицованной» моделью Type 57 и оказалась неконкурентоспособной, поскольку была неинтересной по дизайну и откровенно устаревшей в техническом отношении. Эта модель была впервые представлена на Парижском салоне 1951 года. Ответственность за ее создание лежит на младшем сыне Бугатти – Роланде и Пирсе Марко, который работал в компании с 1919 года и добился места генерального директора. Автомобиль не получил должного спроса, и завод прекратил его производство.

В 1955 году были предприняты попытки получить награду «Автомобиль Гран-при», но Type 101 ее так и не получил. В 1959 году Роланд Бугатти в последний раз попытался возродить Bugatti. Был выпущен прототип Type 451 V12. Автомобиль был традиционным для Bugatti 30-х годов, сверхмощный двигатель (V12) должен был конкурировать с лучшими двигателями Ferrari. Но попытка оказалась неудачной, а денег на дальнейшие изыскания уже не было.

В 1963 году предприятия отошли к фирме Hispanu-Suiza, которая распорядилась прекратить все работы, связанные с автомобилестроением. Впрочем, в таких странах, как Германия и США, до сих пор распространены стилизации под Bugatti периода расцвета.

В конце 80-х годов фирма пережила свое второе рождение. Вновь всплывает прославленное имя Bugatti, когда среди суперавтомобилей, стремящихся преодолеть барьер 322 км/час, появляется мощный неординарный автомобиль, ничего общего не имеющий с классическими формами Bugatti, – EB110 и его спортивная модификация EB110 SS. Их выпуск был заявлен на конец 1989 года, но состоялся лишь в 1990-м. EB110 заявил свои претензии на звание самого быстрого автомобиля в мире – его мощность составляла 553 л. с. Дикий, необузданный – такими эпитетами награждали его специалисты, руководствуясь не только мощностью двигателя, но и внешностью этого «зверя», вес которого достигал 1550 кг. 12-цилиндровый двигатель центрального расположения рабочим объемом 3,5 л имел по 5 клапанов на цилиндр и турбонагнетатели четырехкамерного карбюратора. При 8000 об./мин. мощность двигателя составила 560 л. с., разгон с места до 100 км/ч – за 3,4 с, до 180 км/час – за 10,8 с. При скорости до 160 км/ч мотор работал с низким, едва различимым шумом. Автомобиль был оснащен 6-скоростной ручной коробкой передач, машинный блок был выполнен из алюминия.

В 1993 году на автосалоне в Женеве компания представила четырехдверный седан EB112, созданный на основе EB110, а в 1998 году торговая марка Bugatti был куплена концерном Volkswagen. Первым из представленных им автомобилей стал стеклопластиковый EB118 с кузовом «купе», созданный стилистом ItalDesign Фабрицио Джуджаро.

На женевском автосалоне 1999 года состоялся дебют седана EB218, главной отличительной особенностью которого стал полностью алюминиевый кузов с применением технологии ASF, разработанной Audi. Следующим шагом на пути к серийному производству стал показ прототипа EB 18/3 Chiron (Франкфурт '99), названного в честь знаменитого французского автогонщика Луи Широна. Созданный на полноприводной платформе Lamborghini Diablo VT, суперкар стал одной из главных сенсаций автосалона. Максимальная расчетная скорость купе составляла 300 км/ч.

Из последних новостей Bugatti – эксклюзивная версия Bugatti Veyron, сделанная совместно с известным модным домом Hermes, анонсированная в марте 2008 года. Автомобиль имеет 1001 л. с. и развивает скорость более 350 км/ч. Всего будет сделано пять экземпляров машины, стоимость которой составляет 2,5 млн долларов.