Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Эффективное торможение

Основой безопасного вождения является своевременное торможение. Научившись правильно гасить скорость или останавливать автомобиль, водитель избежит большинство аварийных ситуаций и будет чувствовать себя увереннее за рулем. Казалось бы, чего сложного – жми себе педаль тормоза, машина и остановится. Но малейшая ошибка во время этого маневра может привести к заносу, вращению и даже опрокидыванию автомобиля.

Искусство правильно тормозить состоит в умении использовать максимальное сцепление колес с дорогой, сохранять прямолинейное направление движения во время торможения, торможение двигателем с «понижением» передач (для автомобилей с механической коробкой передач) и умение остановить машину при отказе тормозной системы. Замедление машины происходит под действием тормозных сил на передних и задних колесах. Кроме того, во время движения на автомобиль действует сила инерции, приложенная в центре выше поверхности дороги. Под действием этой силы передние колеса догружаются, а задние разгружаются – автомобиль слегка наклоняется вперед, «клюет носом».

От нагрузки на педаль газа тормозная сила не увеличивается. Этот параметр зависит от нагрузки на колесо и от сцепления с дорогой – чем сильнее нагружено колесо, тем выше тормозная сила. Исходя из законов физики, трение покоя больше трения скольжения. Сцепление колес с дорогой зависит от степени проскальзывания колеса по дороге. При частичном проскальзывании колеса создается максимальный коэффициент сцепления, а при полном проскальзывании коэффициент может сократиться в два раза. Поэтому все инструкторы и бывалые автомобилисты советуют ни в коем случае не доводить колеса до скольжения (юза) во время резкого торможения. Сцепление зависит от состояния дороги и изношенности колеса – например, на мокром асфальте сцепление сокращается почти в два раза, а на льду – в десять раз (по сравнению с сухим асфальтом). Чем меньше сцепление, тем меньше тормозная сила и длиннее тормозной путь.

Во время блокировки колес один участок резины скользит по дорожной поверхности – для резины это не очень приятно, так как она довольно мягкая, а от таких маневров быстро стирается, на ней образуются катышки. Юз определяется по звуку – трению участка резины о поверхность, а также по уходу машины от своей траектории. При торможении сила сцепления колес в продольном направлении используется почти полностью, поэтому при воздействии даже небольшой боковой силы потеряется сцепление в боковом направлении. В первую очередь потеря сцепления скажется на задних колесах, так как они разгружены во время торможения, это грозит возникновением их заноса. Чтобы ликвидировать юз задних колес, надо маневрировать рулем, отпустив педаль газа. На многих машинах установлены регуляторы тормозных сил, которые ослабляют действие задних тормозов на ненагруженном автомобиле.

Существуют три вида торможения – служебное, экстренное и аварийное. Интенсивность замедления во время служебного торможения составляет менее 3 м/с. Этот вид гашения скорости используют в обычных условиях, когда нет ограничений по времени и расстоянию. Экстренное торможение используют в аварийных ситуациях, когда не хватает времени и расстояния для комфортного маневра. Такое торможение представляет собой интенсивное замедление с учетом тормозных характеристик машины, способностей водителя и дорожного покрытия. Аварийное торможение используется в случае отказа или поломки тормозной системы.

В крайних случаях используют импульсивное торможение – прерывистое и ступенчатое. Прерывистый способ достигается с помощью нажатия и отпускания педали тормоза, но его лучше использовать на неровной дороге или на разнородном покрытии (отпускать тормоз перед неровностью или скользким участком). Более эффективный – ступенчатый способ, когда педаль тормоза нажимается последовательно, нагрузка учеличивается постепенно. Если на каком-то этапе водитель перетормозил, то нужно снова ослабить давление на педаль, чтобы разблокировать колеса. И самое главное – активно помогать себе рулем, так как машина теряет устойчивость. Для водителя важно побороть в себе «механизм страха», из-за которого нарушается координация движений и даже тормозятся автоматические навыки. Например, он начинает тормозить при заблокированных колесах. Еще один способ торможения, кстати, довольно экстремальный, – боковое соскальзывание (такой маневр часто показывают в кино). Он осуществляется с помощью заноса задней оси, сноса всех осей или вращением автомобиля. Для этого используется стояночный тормоз, который включается и выключается в дуге поворота, или ударное понижение передачи. Во время такого торможения передние колеса находятся в состоянии покоя и ими можно управлять, а задние – в юзе. Для автомобилей с передним приводом актуален прием чередования газа и тормоза – это позволяет сохранить управляемость передних колес, избежать блокирования колес и увеличить тормозное усилие.

Остановка машины или погашение скорости достигается с помощью торможения двигателем или понижением передач. Такой способ действенен в условиях низкого коэффициента сцепления с поверхностью, он позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля. Торможение должно выполняться при включенной передаче, не стоит делать этого на «нейтралке». Неопытные водители стараются при торможении тут же выжать сцепление – эта привычка остается с автошколы, где инструкторы вбивают в голову, что машина не должна глохнуть. Кстати, глохнет автомобиль при 500-700 оборотах в минуту, на скорости примерно 13-15 км/ч, так что выключать сцепление необходимо непосредственно перед остановкой транспортного средства. Для уравнивания окружных скоростей вращения шестерен, входящих в зацепление, используется «перегазовка». Автомобиль не вырывается резко вперед, а соответственно, не попадает в занос на скользком покрытии. Чтобы совершить перегазовку, нужно перенести правую ногу с педали тормоза на газ (для более ловких водителей – не прекращая торможения нажать пяткой правой стопы на педаль газа). Во время служебного торможения перегазовка осуществляется в три приема – выключение повышающей передачи, пауза в нейтральном положении и перегазовка и выключение понижающей передачи. Переключение передач вниз делается последовательно до второй. Первую передачу включают в случае отказа тормозов, но в таком случае время на перегазовку сокращается, а частота вращения коленвала достигается замедленным включением сцепления при открытом дросселе. Если автомобиль движется на 4-й передаче, то во время начала торможения нужно переключиться на 3-ю передачу, а по мере гашения скорости постепенно переключаться ниже (на 70 км/ч включить 2-ю передачу). Если поверхность скользкая, то тормозить следует без применения тормоза, только коробкой передач. Чтобы компенсировать динамический удар при переключении на более низкие передачи, делают пробуксовку сцепления. Во время комбинированного торможения для активного замедления понижение передач осуществляется на максимальной частоте вращения коленвала. Переключаются передачи ударно или мягко. Мягкое переключение оставляет водителю устойчивость автомобиля, что очень пригодится на неровных или скользких поверхностях. Но этот способ требует немалого мастерства: одной рукой переключается передача, другой рукой управляется руль, одной ногой осуществляется торможение и перегазовка, а другой ногой – включение и выключение сцепления.

Есть вариант и на случай, если все манипуляции не помогли – тормозить обо что-то кузовом. Самое главное – оставаться в уравновешенном состоянии и не выпускать управление. Автомобиль можно направить на предмет так, чтобы последствия столкновения были минимальными. Пассивная безопасность современных автомобилей позволяет уменьшить разрушительные последствия за счет деформации крыльев, бампера и багажника. Надо направить машину так, чтобы не произошло столкновения «в лоб», так как лонжероны имеют максимальную продольную жесткость.

Подбирать виды экстренной остановки машины по ситуации вредно – лучше выбрать для себя какой-то один комбинированный способ торможения и пользоваться им постоянно. Иначе в критический момент мышечная память может отказать, и на снегу водитель будет тормозить, как летом на сухом асфальте, или наоборот.