Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Почему люди боятся садиться за руль?

Получив право управления транспортным средством, не каждый сразу садится за руль и уверенно рассекает по дорогам. Начинать водить сложно почти всем, и борются с трудностями все по-разному. Кому-то требуется несколько поездок, чтобы адаптироваться в дорожной обстановке, а кому-то будет недостаточно нескольких месяцев за рулем. Откуда берется страх вождения и как преодолеть этот барьер?

Приведу пример из личной практики: когда меня первый раз посадили за руль, мне было лет 6. До педалей я не доставала, зато с радостью взялась крутить баранку, на что толстячок-Рафик отреагировал моментально – поехал в сторону кустов. Все посмеялись, мол, девчушка и не поняла, что ей досталось в руки. Следующий опыт был получен лет в 12 – я отлично тронулась и поехала вперед, но пока переключала передачу, мамину «Таврию» понесло на дерево. И опять дело закончилось шутками, мол, рановато пока. А страха никакого не было! Только разочарование, почему мне не дают попробовать еще раз? Я же могу исправить ошибку, зачем с первого раза ставить крест на обучении? Про опыт автошколы можно набрать материала на отдельную статью, так что сужу о нем до практики вождения. Инструктору, к сожалению, было наплевать на «бесплатных» учеников, поэтому к экзаменам я не знала некоторых упражнений. Не раз от него было слышно, мол, с девушки-то что взять, разберешься на дороге, когда ездить будешь. А моему одногруппнику, который никогда не имел дела с автомобилями, дал… распечатанную инструкцию, в которой было написано, как трогаться и переключать передачи! И о каком достойном вождении тут может идти речь?

С грехом пополам сдав все экзамены и получив права, я выпросила машину у брата и поехала в город. Никаким премудростям культуры вождения меня, естественно, никто не научил, поэтому, поплутав с подругой по своему округу, я попала в аварию. Вина была моей – при выезде с прилегающей территории я стояла за джипом, которому вскоре уступили дорогу. Я поехала сразу за ним, надеясь, что и меня пропустят, но водитель «шестерки» плавно поехал сразу после джипа, а моя девятка клюнула бампером бок его машины… Никто не пострадал, поэтому мы договорились на определенной сумме денег и разъехались по домам. Вскоре об этом происшествии узнали практически все, меня пилили все кому не лень, мол, куда тебе за руль садиться, обезьяна с гранатой, опасный водитель, ездить не научилась и т. д. И опять это знакомое с детства разочарование – дайте же мне второй шанс, дайте исправиться! Как говорится в одной пословице – если постоянно называть человека свиньей, он захрюкает. Вот и я «захрюкала», сомневалась, что смогу когда-нибудь хорошо водить и не бояться ездить. И только когда у меня появился собственный автомобиль, я наперекор всем снова села за руль. Правда, некоторое время мне пришлось помимо трудностей с управлением и привыканием к обстановке на дороге бороться с внутренними страхами.

Основная причина, почему люди боятся садиться за руль, – страх попасть в аварию. Правда, причины для этого страха могут быть разными, мне хватило пустяковой аварии, чтобы осознать опасность транспортного средства, а некоторые не понимают свою ответственность и после ДТП с пострадавшими. Проконсультировавшись с психологом, я выяснила, что есть разные страхи. Базовый, ведомый инстинктом самосохранения, помогает водителю, ограждает его от необдуманных действий, которые могут повлечь за собой аварию. Посттравматический является последствием автомобильной аварии – либо водитель сам попал в аварию, либо кто-то из его близких пострадал. Он возникает в результате всплеска эмоций и подпитывается страхом за свою и чужие жизни, чувством вины, сопереживаниями и сочувствием. Во втором случае человеку лучше обратиться за помощью к психологу, так как самостоятельно справиться с посттравматическим страхом практически невозможно. А пока водитель находится под его властью, он либо пересиливает себя во время езды, либо сокращает время вождения, а то и совсем забрасывает автомобиль.

Избавиться от этого страха может помочь хороший специалист. Методика заключается в восстановлении в памяти момента возникновения фобии. Психолог вместе с водителем ищет способ заново пережить те же чувства, которые возникли во время травмирования психики. К каждому нужен свой подход: кто-то рисует свой страх, кто-то описывает его словами, кто-то составляет диалог с ним. Эти действия направлены на то, чтобы водитель посмотрел на него со стороны, отстранился от него, в таком положении острота чувств спадает. Человек вновь переживает эмоции, которые долгое время сдерживал, а затем его подводят к тому, что они не опасны, а наоборот, полезны. Пережив вновь запрятанные некогда обрубленные чувства, человек исчерпывает их, распахивает клетку. В итоге внутреннее напряжение исчезает, водитель ощущает прилив новых сил и готов снова сесть за руль, не опасаясь чувства паники.