Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Автобизнес: как затраты превратить в инвестиции

19 июня 2008 года состоялось 26-е заседание клуба руководителей автобизнеса «AutoBoss» по теме «Корпоративное обучение. Как затраты превратить в инвестиции». Вопрос обучения сотрудников поднимается практически в каждой компании, но далеко не у всех стоит на приоритетном месте. На первый взгляд, безусловно, в автобизнесе есть дела и важнее, но ситуация кадрового голода на рынке труда заставляет автомобильные компании решать эти вопросы путем взращивания и обучения специалистов своими силами. Сколько на это потребуется усилий, труда и, самое главное, финансовых вложений, просчитать довольно трудно, но можно.

Консалтинговое агентство «Автокадр» пригласило на 26-е заседание клуба руководителей автобизнеса «AutoBoss» экспертов – представителей разных автомобильных компаний, которые уже создали учебные центры у себя и активно совершенствуют процесс обучения как молодых сотрудников с нуля, так и занимаются повышением квалификации специалистов разного уровня. Состав участников был представлен генеральными директорами, руководителями обучающих центров, директорами по персоналу. Несмотря на неоднородную аудиторию, вся встреча прошла в активном режиме. Вопросы сыпались на выступающих с разных сторон.

Интересным выступлением для участников заседания клуба «AutoBoss» стал доклад директора по исследованиям Консалтингового агентства «Автокадр» Константина Прохоровцева по обзору заработных плат за конец 2007 года и четыре первых месяца 2008 года. Для многих стала неожиданностью динамика изменения доходов специалистов разных профессий, сравнительные характеристики доходов в различных профессиональных группах.

Опрос модератором мероприятия, генеральным директором Консалтингового агентства «Автокадр» Татьяной Григорьевой участников 26-го заседания показал, что большинство собравшихся имеет собственные учебные центры, но также активно использует аутсорсинг. Участники клуба руководителей автобизнеса пришли к единому мнению, что цель обучения должна определяться стратегическими целями компании. Обучать надо, и это уже не обсуждается, вопрос лишь в том, кого и чему.

Что касается ответа на вопрос о том, что лучше: свои тренеры или аутсорсинг, то эксперты были едины. По их мнению, нельзя говорить «или-или». Здесь все зависит от задач и потребностей компании на сегодняшний день. При обсуждении оценки эффективности обучения мнения участников и выступающих не всегда совпадали. В дискуссии нередко слышалось упоминание методики Киркпатрика. Все согласились с тем, что она – единственная, которая практически помогает в работе по определению эффективности обучения сотрудников. Пока никто ничего другого не придумал и не предложил.

Говоря об оценке ROI, выступающие делились опытом расчета возврата инвестиций в обучение и сошлись на мнении, что пока это себя не оправдывает. Так, Юлия Функ, региональный директор по персоналу компании Bosch, рассказала, как вместе с иностранными коллегами она пыталась это сделать, сколько потратила сил и времени, а в результате получила сильно отличающиеся данные. Учесть все факторы оказалось просто невозможным. Концепция обучения в компании называется «Развивающее пространство» и делится на четыре сектора. Каждый новый сотрудник проходит процесс адаптации в компании с куратором: знакомство с компанией, обучение по продуктам. Отделом персонала проводится ежегодное интервьюирование, по шкале компетенций идет оценка потенциала сотрудников. Здесь определяется, кого и чему необходимо учить, от этого зависит размер инвестиций, разрабатывается система тренингов. Соизмерить эффективность обучения помогает анализ выполнения поставленной цели на год в каждом подразделении.

Выступление Сергея Шеина, директора корпоративного Института бизнес-технологий Международного автомобильного холдинга «Атлант-М», можно охарактеризовать как самое яркое и запоминающееся. Целостный системный подход к вопросу обучения поразил всех участников заседания клуба «AutoBoss». Сергей Шеин рассказал о системе обучения в компании – от программ для молодых специалистов до подготовки директоров. Особенно интересно было услышать критерии отбора будущих «атлантовцев». Оказывается, в компанию «Атлант-М» берутся специалисты с бойцовским характером, лидерскими задатками, но, тем не менее, умеющие договариваться, рисковать и не пасовать перед трудными ситуациями. В компании создана информационная платформа – это позволяет обучать как очно, так и заочно сотрудников по всему холдингу: в Москве, Беларуси, Украине и т. д.

Кирилл Ермохин, директор «КМ/Ч-Академии», рассказал о системе построения обучения в его компании. В «КМ/Ч» академия появилась не так давно, и главным толчком к ее формированию стало желание увеличить конкурентоспособность компании, построить эффективную клиентскую службу, так как это позволит, по мнению сотрудников компании «КМ/Ч», снизить затраты на привлечение новых клиентов, больше работать со старыми. На сегодняшний день перед академией стоят грандиозные задачи: создание школы управленцев, обучение сотрудников с нуля. В 2008 году с помощью академии планируется увеличение персонала компании в четыре раза.

Заместитель административного директора, начальник управления по персоналу компании «Автомир» Олег Вожаков начал свое выступление со слов: «Хозрасчет нас погубит». Именно по такому принципу работает служба персонала и центр обучения, как и любое другое подразделение ГК «Автомир». Изначально, как только центр по обучению был переведен на хозрасчет, подразделение оказалось «в полном минусе». Сейчас ситуация изменилась благодаря введению абонентской платы (компании выделяют строку в бюджете на год и определяют, чему и кого будут обучать, таким образом, деньги в центр обучения поступают планомерно), введению ряда дополнительных услуг. Центр по обучению выступает в роли брокеров (может подбирать тренинги, проводимые вне компании – аутсорсинг), оказывает посттренинговое сопровождение (тренер следит за успехами обученного сотрудника, корректирует его работу). Выступление Олега Вожакова дополнила директор обучающего центра ГК «Автомир» Юлия Кайер. Она рассказала о том, что в 2008 году ГК провела опрос руководителей по эффективности системы обучения. Показатели оказались довольно высокими. Но, по словам Юлии, есть еще над чем работать и к чему стремиться. Уровень знаний и опыта обучаемых сотрудников довольно разный, и этот факт также хотелось бы учитывать при организации процесса обучения.

По мнению Елены Макаровой, руководителя отдела организационного развития ГК «Block», директора Центра профессионального развития «Block Praktik», самое главное в вопросе финансирования обучения – это отношение. Можно считать деньги, потраченные на обучение сотрудников, инвестициями, а можно – громадными затратами. В компании «Block» система обучения построена по категориям: продажи, сервис, менеджмент. Главным принципом работы тренеров является правило: «То, чему обучаешь, должен уметь делать сам». В процессе аттестации специалиста учитываются не только количественные, но и качественные показатели.

Особенно высокую оценку дали 26-му заседанию клуба руководителей автобизнеса «AutoBoss» представители компаний «Бизнес Кар», Bosch, «Бэкойл». Для некоторых участников, которые были на заседании клуба впервые, эта встреча стала своего рода открытием того, как полезно встречаться с коллегами и обмениваться опытом работы. Это заседание стало источником ценнейшей информации о том, как построить систему обучения в своей компании, с чего начинать и к чему стремиться в развитии.

Своими отзывами поделились некоторые участники мероприятия. Юрий Пантелеев, руководитель кадрово-административной службы компании «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс»: «На заседании нашел ответы на часть вопросов по обучению персонала и еще больше – по смежным областям. Пообщался с коллегами по цеху. Информативное мероприятие. С удовольствием буду посещать следующие заседания».

Юлия Кайер, руководитель Учебного центра ГК «Автомир»: «Все очень интересно, удобно, комфортно. Обменялись опытом с коллегами. Спасибо! Понравилось выступление Сергея Шеина. Хотелось бы пообщаться с коллегами на тему обучения и развития персонала, формирования кадрового резерва».

Максим Тимофеев, руководитель Учебного центра компании «СП Бизнес Кар»: «Узнал опыт коллег по автобизнесу, их направления развития. Организаторам удачи».

Елена Демьянченко, старший менеджер по обучению и развитию ГК «Независимость»: «Получила полезную информацию о структуре Учебных центров компаний, о масштабе их деятельности. Интересно было бы обсудить такую тему, как нематериальное мотивирование персонала и развитие талантов. Организаторам мероприятия большое спасибо».

Анна Малышева, начальник отдела подбора и оценки персонала ГК «АвтоСпецЦентр»: «Отмечу выступления Елены Макаровой и Сергея Шеина. Увидела точки развития в ГК, оценила систему обучения в своей компании».

Дмитрий Будылин, генеральный директор компании «Бэкойл»: «Полезная информация об опыте компаний, подтверждение правильности и актуальности процессов в своей компании. С удовольствием приду на следующее мероприятие».

Игорь Запорожец, бизнес-тренер компании «Обухов-Автоцентр»: «Увидел, – то, что я делаю, совпадает с направлением работы HR-менеджеров других автодилеров. Продолжайте приглашать на следующие мероприятия. Интересно абсолютно все, так как все темы, которые подбираются, актуальны».

Татьяна Степанченко, начальник отдела мотивации, оценки и обучения компании «Автодом»: «Раскрыты очень важные вещи. Получила интересные идеи с точки зрения организации обучения. Желаю организаторам не снижать планку и стремиться занять достойное место на рынке консалтинговых услуг, стать самым авторитетным экспертом в этой сфере автобизнеса».

Олег Козлов, генеральный директор компании «Английские масла»: «Побывав на сегодняшнем мероприятии, убедился в необходимости инвестиций в обучение. Все выступления экспертов оправдали ожидания».

Борисова Надежда – руководитель Учебного центра ГК «Фаворит Моторс»:
«Благодаря сегодняшней встрече открыла для себя новые идеи, обменялась опытом с коллегами. Это всегда полезно и интересно».

Котрушева Татьяна – менеджер по персоналу компании «ChipsAway»: «Организаторам спасибо за информативное мероприятие. Узнала новую информацию об обучении с нуля, об организации хозрасчетного Учебного центра. Понравились выступления Олега Вожакова и Сергея Шеина».

Надежда Личагина, директор по управлению персоналом «Шанс-Авто»: «Большое удовольствие получила от общения с коллегами. Узнала полезную информацию о системе обучения в автобизнесе. Хочу отметить выступление Сергея Шеина».

Контактные телефоны Консалтингового агентства «Автокадр»: +7 (495) 609-69-35, +7 (926) 120-32-50 (Наталья Ворвулева, pr@autokadr.ru).
Узнать подробную информацию о предыдущих заседаниях клуба «AutoBoss» и заказать их видеозапись можно на сайте
www.a-boss.ru.