Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Остаются верны традициям

Большинство из нас помнят истории о цыганах, которые крали и продавали лошадей, стараясь продать зачастую нетрезвому посетителю ярмарки старое или больное животное. Сейчас продажей транспортных средств занимаются все.

Ситуация изменилась, но в худшую сторону. Автомобильный бизнес почему-то в корне меняет кристально чистых людей во всех странах и на всех континентах. Помните, как три товарища из романа Э. М. Ремарка продавали старый Cadillac? Они, конечно же, просто дети по сравнению с российскими «бизнесменами от рынка б/у автомобилей».

Во времена «железного занавеса» в США профессия продавца подержанных автомобилей была, мягко говоря, крайне непрестижна. Вспомните голливудские фильмы, формирующие в Америке массовое сознание. Ту же «Правдивую ложь», например. Профессия дворника у нас в стране в застойный период по престижности была примерно такой же. Многим из нас мама в детстве говорила: «Учись хорошо, а то будешь дворником». После того как «железный занавес» рухнул, в законопослушные США и Европу хлынули эмигранты, которые творили такое, что на их фоне жуликоватые соотечественники – продавцы автомобильного секонд-хенда выглядели просто невинными агнцами.

С открытием границ в страны бывшего Союза пошел поток подержанных иномарок. Надо заметить, что сначала ситуация была еще приемлемой – на рубеже XXI века у разбирающегося в теме человека была возможность купить на рынке подержанных автомобилей нечто приличное. Сейчас же приобрести что-то похожее на автомобиль можно только следующими способами: сильно переплатив (по системе trade-in), у знакомых или за границей.

В системе trade-in учитывается стоимость старого автомобиля при покупке нового. В данном случае продавец теряет до 30% от рыночной цены, а покупатель переплачивает. Поэтому, если автомобиль действительно в хорошем состоянии, лучше продать его знакомым. Хотя автомобиль, измученный в московских пробках, на деле значительно больше изношен, чем показывает пробег. Покупка у знакомого – хороший вариант, если ему можно доверять. Остается еще заказ автомобиля за границей. Сейчас многие фирмы предлагают подобную услугу. Обманывать покупателя им невыгодно, поскольку вносится только залог, и всегда можно отказаться от автомобиля, если продавец нарушит договор. Во всех остальных случаях вероятность обмана покупателя продавцом приближается к 100%, да и предыдущие способы особо ничего не гарантируют.

Существует вероятность покупки приличного автомобиля и другим путем, но он требует профессиональной автомобильной подготовки, много времени и нервов. Обзвон продавцов и поездки в разные концы города сильно утомляют – продавцы, рассказывая по телефону об автомобиле, мягко говоря, выдают желаемое за действительное.

Доводилось покупать и продавать автомобили в разные моменты развития нашей «рыночной экономики». В 90-е годы на площадках авторынков присутствовали практически все ценовые категории. Из недорогих автомобилей, ценой до 10 тыс. долларов, а в те года это были хорошие деньги, проблемных было примерно 60%. Проблемными я считаю автомобили, побывавшие в серьезных авариях, имеющие неисправности узлов и агрегатов, ремонт которых потребует вложения существенных средств, а также те, у которых не все в порядке с документами. Но ведь были же 40% нормальных автомобилей!

И что мы имеем теперь? Практически все автомобили на стихийных рынках Москвы в той или иной степени представляются сомнительными для покупки, и речь идет не только о «европейцах», но и о японских авто для внутреннего рынка! С «европейками» все понятно – они шли в основном из Германии, где ограничения скорости на автобанах нет, соответственно, авто были изрядно измучены и зачастую побиты. А как же «японки»?! Как же государственное ограничение скорости до 100 км/ч, техосмотр под названием «сякен», самый жесткий из всех существующих в мире, когда подлежат замене не только изношенные детали, но и те, на которые, по местным нормативам, закончился срок службы?

Что в результате? Из имеющихся в наличии примерно 200 праворульных автомобилей, недавно обнаруженных мной на одном из московских рынков, только два, как оказалось, не участвовали в серьезных авариях. Все остальные были отремонтированы кустарным способом, тон краски зачастую не совпадал. А что такое кузовной ремонт в России? Даже в дилерских организациях технология не всегда соблюдается. Ни разу не видел, чтобы с кузовных деталей смывали черный транспортный грунт. Выведут и обольют краской, вот и все дела. Через пару лет такой автомобиль покроется ржавчиной.

Но даже не это самое страшное. Кто будет проверять контрольные точки силовых элементов кузова при ремонте в сарае? Кого волнует жесткость кузова после ремонта? Работоспособны ли подушки безопасности, есть ли они вообще? Сколько прослужит такая машина? Все это говорит о том, что торговля подержанными автомобилями в России – изначально мошенническое предприятие, рассчитанное на «простачка». Но таких становится все меньше и меньше. Человек, хотя бы раз обжегшийся на секонд-хенде, во второй раз пригласит профессионала. Вердикт же профессионала будет прост – покупать нечего, все хлам.

С частными объявлениями история примерно та же – «машина в идеальном состоянии, не битая, не крашеная, с пробегом 60 тыс. км». На деле же в 90% случаев это – неоднократно перекрашенный ржавый металлолом, вымытый и начищенный до блеска. Если он заведется, из выхлопной трубы пойдет вонючий сизый дым, который говорит о фатальном износе цилиндро-поршневой группы и пробеге, приближающемся к полумиллиону километров. В оставшихся 10% случаев обнаруживаются проблемы с документами. Вот откуда во всех газетах и на множестве сайтов такое количество объявлений типа «Куплю Ваш неисправный, битый, проблемный автомобиль, возможно без документов».

Подержанные автомобили средней ценовой категории несколько лучше в техническом состоянии, но пробег «скручен» у всех без исключения – в России это недорого. Починить автомобиль могут далеко не все, а вот пробег «скрутить» – всегда пожалуйста. В современном автомобиле пройденный километраж дублируется несколько раз, но работают профессионалы, и это им известно, так что проблем не будет. Обычно каждый хозяин при продаже делает это. Даже в СМИ часто присутствуют объявления с фразой вроде «коррекция пробега». Как вы думаете, что такое? Вопрос, скорее, риторический…

Дорогие, престижные автомобили вряд ли разочаруют потенциального покупателя своим техническим состоянием, но «левая» «растаможка», современные криминальные схемы угона и легализации с привлечением сотрудников ГИБДД не гарантируют долгой и счастливой езды на этом транспортном средстве. Даже если по базам правоохранительных органов машина не проходит, далеко не факт, что она не появится там чуть позже.

В случае угона по предварительному сговору с хозяином вы лишитесь своего нового железного коня в течение ближайших месяцев. Как это происходит? Угонщики договариваются с хозяином автомобиля об угоне, делают дубликаты ключей, в условленное время угоняют дорогой автомобиль. Хозяин в это время в отпуске, гостит у тещи или в свадебном путешествии. К моменту, когда он вернется и обнаружит «пропажу», машина уже продана в России и эксплуатируется новым владельцем. Старый хозяин пишет заявление об угоне и получает деньги от страховой компании, да и угонщики тоже заплатили ему какую-то сумму. В общем, на нового «железного коня» хватит. Далее автомобиль попадает в розыск по системе Интерпола, а потом и в базу ГИБДД по угону.

В итоге новый владелец лишится автомобиля, поскольку понятие «добросовестный приобретатель» в России, к сожалению, просто не работает. Впрочем, если есть «завязки» в наших доблестных «внутренних органах», можно попытаться и легализовать своего «железного коня». Хотя, сами понимаете, бесплатно это не делается. Сотрудник ГИБДД пишет в зарубежную страховую компанию, которая с момента выплаты является собственником машины, письмо следующего содержания: «Автомобиль BMW 750L, о котором Вы запрашивали, обнаружен в заповедных Муромских лесах без двигателя, дверей, колес и стекол, приезжайте забирать». От такого «подарка» страховщики, как правило, отказываются, и машина снимается с розыска. Все, можно ездить.

Сам я не угонщик и не мошенник, поэтому большинство преступных схем мне не известно. Скажу только одно: их много, и все они разные. Начиная от простейшего отъема денег у покупателя с применением физического насилия до изменения номеров узлов и агрегатов, сложных «левых» «растаможек», в которые вовлечены сотрудники таможни, правоохранительных органов и местные «авторитеты». В наше время не очень много москвичей решается на покупку автомобиля  на рынке, предпочитая взять кредит и приобрести новую машину. Надеюсь, рано или поздно Россия придет к цивилизованному рынку, в том числе и в области подержанных автомобилей. А пока секонд-хенд потихоньку переезжает в регионы.