Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Как правильно «выпустить газы»?

Глушитель, как известно, придуман не от хорошей жизни. Скорость истечения отработавших газов из двигателя довольно высока, причем растет соответственно росту оборотов. Чтобы не оглохнуть, особенно в крупных городах, глушители стали устанавливать на машины аж с 1894 года.

Сегодня количество автомобилей в крупных городах огромно, мощность и оборотистость моторов увеличивается, системы по уменьшению шума совершенствуются. Есть в системах выпуска и плюсы и минусы. Минусы общеизвестны. Мощность двигателя при затруднениях на выпуске падает, поэтому гоночные машины, как правило, глушителями не оборудуют. Современный выпуск откусит процентов пять, а то и поболе. С другой стороны, комфортность передвижения того стоит. Есть еще и такое понятие, как настроенный выпускной тракт. Применяется в основном производителями дорогих автомобилей.

Газ – вещь инерционная и сразу выйти из цилиндра даже при существенном перепаде давления не может. Неидеальная форма камеры сгорания и выступающие клапаны создают завихрения, в результате чего скорость газов в сечении потока неодинакова. При обычном проектировании выпускного тракта производитель старается уменьшить зоны завихрения, создав тем самым предпосылки для исключения турбулентности и для увеличения общей скорости. Настроенный выпускной тракт работает по другому принципу. Выпускной коллектор имеет сложную, специально просчитанную форму, проходя через которую газы в какой-то момент создают пульсацию – перепады давления. Если все просчитано правильно, то в момент открытия выпускного клапана в выпускном коллекторе будет отрицательное давление (на определенных оборотах), которое поможет мало того что очистить цилиндры, но и за счет фазы перекрытия впускного/выпускного клапана наполнить камеру сгорания свежим зарядом топливной смеси. Впрочем, это дорого в изготовлении, конечного потребителя цена не обрадует. На рядных 6-цилиндровых моторах M-Power от BMW выпускной коллектор напоминал известную скульптуру «Лакоон и его сыновья, обвитые змеями» Агесандра, Полидора и Афинодора.

Но спортивный автомобиль – вещь, доступная не всем, так же, как и его содержание. Если говорить о трудящихся, имеющих в своем распоряжении недорогую иномарку, проблемы замены и восстановления глушителей переходят в другую плоскость. С началом борьбы за экологию появилась дополнительная деталь выпускного тракта – каталитический нейтрализатор отработавших газов. Это – самый дорогой элемент выпускной системы, в его составе могут присутствовать драгоценные и редкие металлы, керамика. Чтобы нейтрализовать остатки вредных веществ, катализатору нужно разогреться до определенной температуры. Вот тут-то некоторые автопроизводители «перегнули палку», разместив его в опасной близости от головки блока цилиндров. Проще говоря, повесив сразу под коллектором.

Все бы хорошо, только на определенных оборотах пульсация давления, положительная и отрицательная, хоть и небольшая, но возникает. Если катализатор исправен – прекрасно, двигателю ничего не грозит. Но, как известно, в России бензин высоким качеством не отличается. Поэтому, продавая подобные автомобили на российском рынке, крупные и уважаемые концерны столкнулись с неожиданной проблемой. Выхлопные газы от разбодяженного неизвестно чем бензина разрушают керамические соты нейтрализатора, кусочки керамики (тот же песок), затягиваются в двигатель пульсацией, благо, мотор теперь совсем рядом. Далее понятно – капремонт. Огромное количество обращений в гарантийный сервис вредит имиджу производителя, да и вообще бизнесу. Срочно разрабатываются новые катализаторы с учетом российских реалий, проводятся отзывные кампании.

Наши умельцы, особенно на стареньких иномарках, борются с нейтрализаторами по-своему. Самый распространенный ремонт осуществляется с помощью лома – сильным ударом выбиваются зачастую оплавленные и оказывающие серьезное сопротивление на выпуске соты. Хорошо, если на показаниях датчика кислорода состояние катализатора не сказывается, в противном случае приходится перепрограммировать блок управления. Не всем это под силу.

Сами по себе системы уменьшения шума подвергаются эволюционным изменениям, но не очень значительным. Как правило, они состоят из двух частей, непосредственно уменьшающих звуковой фон автомобиля. Первая часть, находящаяся за каталитическим нейтрализатором, имеет в народе название «резонатор» – уровень шума снижает не так сильно, зато уравновешивает пульсацию выхлопных газов. Вторая, более крупная часть, в простонародье «бочка», гасит остаточные шумы. Кстати говоря, играя характеристиками резонатора, который убирает низкочастотный звуковой спектр, и «бочки», гасящей высокие звуки, можно добиться сочного «спортивного» звукового сопровождения даже на бюджетном автомобиле. Подобными вещами занимаются серьезные тюнинговые компании. Бюджетные варианты, как правило, подразумевают под собой примитивный «прямоток», сваренный из нержавейки в соседнем подвале.

Вообще, выпускная система автомобиля испытывает на себе максимум неприятностей, доступных при езде. Раскаленные выхлопные газы нагревают выпускной тракт до высоких температур, потом все это охлаждается ледяной водой из лужи. Тем не менее, глушители современных иномарок служат весьма долго. Когда же приходит время их все-таки менять, можно воспользоваться стандартными советами, подходящими для подобных случаев.

В случае, если газы нашли себе выход из дырки, вызванной механическим повреждением, можно решить проблему с помощью сварки. Если отверстие образовалось в результате ветхости всех элементов, заваривать бессмысленно – хватит на неделю, избыточное давление найдет новое тонкое место. Все эти асбестовые ленты, сверхсовременные составы для ремонта  – пустая трата денег и времени.

Оценив состояние выпуска в целом, нужно принять решение – менять все целиком или ограничиться частью. Особо экономить не советую, постоянный ремонт выматывает. Если автомобиль уже снят с производства, рекомендую присмотреться к неоригинальным запчастям хорошего качества. Лидером тут я назвал бы фирму Bosal. Может, на вид изделия этого производителя неказисты (грубые сварные швы), зато толщина металла зачастую больше, чем у оригинальных глушителей. Что называется, «поставил и забыл». Вообще, подбирая неоригинал для замены выпускной системы полностью, рекомендую покупать все одного производителя, чтобы не пришлось подгонять длину труб. Берете Bosal – значит Bosal, Walker – значит все части от Walker и т. д. Не забудьте также, что кроме труб существуют еще крепежные элементы и прокладки. При демонтаже старого выпуска ничего сохранить не удастся, болты за десяток лет постоянного нагрева и охлаждения давно срослись с фланцами глушителя, так что рекомендую запастись и крепежом.

Подводя итог, можно сказать, что за все в этом мире приходится платить, в том числе и за тишину. Но платить – отнюдь не значит переплачивать.