Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Две стороны и ребро одной медали

Согласно постановлению №943 Правительства РФ, с 12 января 2009 года повышаются ввозные таможенные пошлины на импортные автомобили (конкретные ставки см. здесь). Кроме того, с 7 до 5 лет изменяется срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных. Если это постановление вступит в силу, а причин сомневаться в этом не слишком много, несмотря на обещание Госдумы «подумать» и просьбу дальневосточных депутатов, то в 2009 году цены на иномарки (не на все, но об этом чуть ниже) могут еще более возрасти. На фоне общемировой тенденции к понижению покупательского спроса на автомобили все это может привести к резкому падению продаж иномарок в России и повышению интереса покупателей к отечественным маркам.

Логично? Только отчасти. И вот почему. Во-первых, на фоне мирового кризиса, который, по прогнозам аналитиков, продлится еще не менее полутора, а то и двух лет, и все увеличивающейся инфляции, во всяком случае, в России, автолюбители, имеющие кое-какие сбережения, будут стараться их сохранить. Один из вариантов – покупка нового автомобиля. Так что падение спроса на автомобили в России обязательно будет – все-таки получить кредит в банке стало совсем непросто. И не потому, что заемщик стал хуже, многие банки просто не обладают достаточными оборотными средствами. Но совершенно не факт, что оно будет таким же резким, как прогнозируется, например, в Европе.

Во-вторых, повышение цены на иномарки совсем не обязательно приведет к увеличению спроса на продукцию отечественного автопрома. Хотя бы потому, что доверие к отечественному автопрому настолько подорвано, что покупатель, «нацелившийся» на иномарку, скорее, купит чуть более иномарку в более слабой комплектации или производства другого, менее престижного брэнда, чем, например, продукцию «АвтоВАЗа», поскольку, к сожалению, репутация российского автопрома давно оставляет желать лучшего. И это видно, например, по реакции читателей нашего портала на автомобиль Volga Siber, который, к счастью выгодно отличается от других отечественных и «полуотечественных» собратьев.

Указ о повышении пошлин привел к возмущению населения и проведению акций протеста во многих регионах страны. Народ можно понять, кому же хочется платить больше? Но среди автолюбителей бытует мнение, что повышение ввозных пошлин – это лоббирование продукции отечественных автозаводов («АвтоВАЗа», ГАЗа, КамАЗа, УАЗа). Это верно, но только отчасти. Спросите почему? Да потому, что «возмущенная общественность» не обратила особого внимания на еще одно постановление – об отмене пошлины на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки автомобилей иностранного производства в России.

На сложившуюся ситуацию с иномарками стоит посмотреть и с другой стороны. И тут сразу становится видно, что повышение ввозных пошлин на иномарки станет причиной повышения цен только на марки и модели, которые не собираются в России. С этой точки зрения пресловутое постановление №943 выглядит совсем по-другому. В первую очередь, оно должно стимулировать иностранные автоконцерны увеличивать производство, количество моделей, собираемых в России, и, возможно, количество сборочных предприятий. Главное, чтобы они с увеличением объемом производства не забывали еще и о сервисе.

Это были две стороны медали. Но, как известно, у медали есть еще и ребро. В нашем случае это – Зауралье, которое почти поголовно ездит не просто на иномарках, а на подержанных праворульных автомобилях японского производства. Увеличение ввозных таможенных пошлин и уменьшение срока отнесения автомобиля к подержанным достаточно сильно ударит по той части населения, которая задействована в процессе появления подержанных праворульных «японцев» на дорогах нашей страны. По некоторым оценкам, на Дальнем Востоке этот показатель составляет до 80% от всего трудоспособного населения.

Сосредоточение автосборочного производства в западной части страны в каком-то смысле «отрезало» Зауралье от остальной части страны. Виноваты ли в этом власти? Безусловно. Страна у нас большая, и люди в восточной ее части ничуть не менее «европейцев» хотят ездить на хороших автомобилях. Почему бы автосборочные предприятия японских и корейских производителей, которые традиционно имеют хорошую репутацию за Уралом, не разместить, например, в Хабаровске, Владивостоке или хотя бы в Новосибирске? И производить там не праворульные, а леворульные автомобили, что, в конечном итоге через какое-то время чуть ли не автоматически поможет решить вопрос о запрете праворульных автомобилей. Конечно, на востоке страны есть масса проблем экономического характера, и одна из самых заметных невооруженному глазу – с логистикой. Однако решать их обязательно надо, поскольку все они свойственны не только автомобильному рынку.

Но пока нам остается только ждать развития сложившейся ситуации. В то, что постановление о повышении ввозных пошлин будет отменено, верится слабо. Но ведь скоро Новый год и Рождество, а это – время подарков…

Позднее добавление.
Чуда не случилось. Суровая правда жизни победила.