Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Продажи иномарок в России в 2008 году

Рост объемов продаж иномарок составил более 26%
Таблица 1. Продажи иномарок в России в 2008 году (по месяцам)
Таблица 2. Продажи 10 основных иностранных брэндов в России в 2008 году (по месяцам)

Закончился 2008 год, еще даже летом обещавший стать самым успешным годом с точки зрения объема продаж автомобилей в России. В принципе, он им и стал. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала финальные данные по объему продаж иномарок в России. Согласно этим данным, рост объемов продаж иномарок по отношению к 2007 году превысил 26%. Это хуже, чем показатели 2007-го года и даже хуже осенних прогнозов (тогда многие эксперты «фантазировали» вокруг 30%).

Любая развитая страна мира, к коим мы и себя причисляем, могла бы гордиться таким приростом. Некоторые же отечественные дилеры обеспокоены положением дел. И не случайно. Оставим в стороне тех продавцов, кто рассчитывал на рост рынка в 2008 году аж на 60% и строил свои планы, исходя из этой цифры. Мечты, мечты… Попрощаемся с ними. Беспокойство автодилеров вызывают повышение тарифов на ввоз иномарок в сочетании со все разгоняющейся инфляцией и падением курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Добавим к этому мировой финансовый кризис с отсутствием свободных денег у банков, в связи с чем получить кредит, в том числе автомобильный, стало задачей отнюдь не тривиальной и сравнимой с акробатическим трюком под куполом цирка без страховки.

В конце октября 2008 года мы совместно с агентством «Автокадр» проводили конференцию Avtobizon, в которой, помимо российских участников рынка, приняли участие и их иностранные коллеги. Мне вспоминается разговор с генеральным директором германского аукциона Mobile.de Петером Францем Шмидом. В ходе беседы были затронуты вопросы влияния финансового кризиса на автомобильный рынок. Г-н Шмид, в частности, отметил, что «больше всего кризис повлияет на продажи новых автомобилей. В Западной Европе уже ощущаются проблемы в этой области (напомним, разговор состоялся в октябре 2008 года – прим. ред.). В Восточной Европе ситуация несколько другая. В таких странах, как Россия и Румыния, продолжится рост продаж, но он будет менее интенсивным». И это, в принципе, подтверждается официальными данными.

На вопрос о влиянии кризиса на автодилерский бизнес в России Петер заявил, что «если раньше продавать автомобили было очень просто, то теперь дилеры должны будут подумать и о покупателях. Возрастет конкуренция, и из кризиса дилеры выйдут сильнее, чем раньше». И, наконец, еще одна цитата из той же беседы. Когда мы обсуждали цифры, показывающие рост продаж автомобилей в России в 2007 году и прогноз на 2008 год, Петер сказал буквально следующее: «Нам бы ваши проблемы».

Как бы то ни было, число проданных в декабре 2008 года автомобилей превысило ноябрьскую величину на 15,5%, однако оказалось хуже продаж декабря 2007 года на 10%. Кстати, ноябрь в 2008 году оказался самым худшим месяцем с точки зрения продаж (продано 136 554 автомобиля), если не считать январь (продано 113 507 автомобилей), когда первую половину месяца народ традиционно празднует наступление нового года, невзирая ни на что. Какая из этих цифр (+15,5% и –10%) вам нравится больше – зависит от того, как вы относитесь к стакану, в котором воды ровно наполовину. Для кого-то он наполовину пуст, а для кого-то – наполовину полон.

Примечание.
Данные в приведенных далее таблицах несколько отличаются от официальных данных АЕБ. Погрешность составляет порядка 0,00024% и связана с отсутствием официальных данных по продажам в феврале 2008 года.