Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

«КАМАЗ-Мастер»: ни один Дакар не похож на предыдущий

Победа команды «КАМАЗ-Мастер«» на ралли «Дакар-2009»

Российская команда «КАМАЗ-Мастер» вернулась из Латинской Америки с двумя первыми и четвертым местами в классе грузовиков. На пресс-конференции руководитель и члены команды поделились впечатлениями от поездки и принимали поздравления с восьмой победой в ралли-рейде «Дакар-2009».

Семен Якубов, руководитель команды, остался доволен поездкой, особенно тем, что на финише было сразу три «КАМАЗа». Первые места в гонке заслуженно достались уже сработавшимся экипажам во многом благодаря мастерству и профессионализму. Семен Семенович отметил заслуги каждого: Айдар Беляев считается лучшим штурманом, Владимир Чагин – отличным пилотом, Ильгизар Мардеев – самый опытный механик. В общем, все постарались на славу…

Одни из самых теплых воспоминаний у команды остались о местной еде – в Южной Америке очень много коров, и жители очень вкусно их готовят. В первый день ралли в Буэнос-Айресе при жаре в 40 градусов вдоль трассы выстроились около полумиллиона зрителей, они вели себя очень дружелюбно со спортсменами, угощали вкусной домашней едой. Якубов шутливо отметил, что на этот раз у них ничего не украли, на пути не попались ребята с автоматами, и улыбки болельщиков надолго останутся в памяти.

Новая трасса по сравнению с привычной африканской местностью подготовила сюрпризы участникам. Если на африканских просторах было достаточно места для обгона, то в Южной Америке передвижение было ограничено частными владениями, горными коридорами, где грузовики с трудом маневрировали, и в довершение очень мешало огромное количество пыли. Нелегко экипажам пришлось на перевалах, где высота достигала 4200-4800 м. Давление было настолько низкое, что даже закаленные и опытные мужчины теряли силы, у них возникали галлюцинации. У некоторых машин соперников дымились двигатели. На такой высоте надо было проехать несколько километров, и только потом дорога шла вниз.

Владимир Чагин сказал: «Погодные условия были непривычными – при жаре в 30 градусов шел град. Хорошо, что высокогорные участки проходили не на время». За мучениями спортсменов спокойно наблюдали привыкшие к местному климату коровы, им хорошо везде, где есть трава.

Грузовики дорабатываются силами команды, члены экипажа знают, что им нужно от машины. Было принято решение отказаться от независимой подвески – она не подходит для ралли. Зато амортизаторы хорошо зарекомендовали себя – ход стал плавнее, также команда оценила достойное качество отечественных рессоров. Одним из недочетов «КАМАЗа» является двигатель, который значительно тяжелее своих электронных соперников, да и аппетит у него повыше, поэтому приходится возить с собой больше топлива. Семен Якубов патриотично отметил, что для нашей страны «КАМАЗ» является самым приемлемым тяжелым грузовиком, качество которого соответствует своей цене. Однако стоимость подготовленной для «Дакара» машины не уступает соперникам – Volvo, Mercedes и т. д.

Были и неприятные моменты во время ралли. Одним из минусов, который отметил руководитель команды, стало недостаточное освещение итогов дня, неудобные условия для журналистов – доступ в интернет был ограничен, результаты дня выдавались с большим опозданием, из-за чего часто возникала путаница. «Мы постоянно были на связи со своим информ-бюро, которое своевременно сообщало нам обновления. А были команды, которые узнавали результаты лишь поздно вечером», – отметил Якубов. Еще один неприятный момент был связан с сокращением и отменой скоростных участков. «Нам это было даже на руку, но все-таки короткий Дакар – это уже не Дакар. Кататься надо по полной», – посетовал Семен Семенович.

Не обошлось на гонке и без попыток схитрить, чтобы улучшить результат. Когда Томичик попал в аварию, экипаж Кабирова остановился, чтобы оказать ему помощь – пилот был зажат в кабине. Чагин тоже остановился помочь, но Фирдаус отпустил его. Кстати, именно Томичик два года назад проехал мимо машины Чагина, когда «КАМАЗ» разбился и гонщик сломал руку. Вечером в прессе появилась новость о том, что российская команда не остановилась, чтобы помочь, но вскоре правда всплыла на поверхность, было напечатано опровержение.

На вопрос об очередности финиша Семен Якубов сообщил, что указаний пилотам, кто и когда приходит первым, не было. Обе машины – Кабирова и Чагина – столкнулись с неприятностями в пути. У Владимира взорвались два колеса из-за разницы в температуре, некоторое время ушло на решение этой проблемы. Фирдаус тоже успешно преодолел выпавшие на его долю трудности. Ильгизару Мардееву пришлось сложнее – он не должен опережать первые машины команды, да и грузовик у него тяжелее, он возит с собой много запасных деталей. Четвертое место на финише показало, что гонщик действительно шел по пятам у своих товарищей. «Ребята ехали сами, благодаря их мастерству они шли наравне», – заявил руководитель команды.

Пилот Владимир Чагин поздравил Фирдауса Кабирова с победой: «Каждый спортсмен хочет быть первым. Мы с Сергеем Савостиным пять раз становились победителями ралли, а в этот раз нам досталось призовое место, такого у нас еще не было, обычно мы либо выигрывали, либо сходили с трассы. Я рад за Фирдауса. Главное, что победа у нашей команды».

К удивлению многих болельщиков, «КАМАЗ-Мастер» ездил на гонку без врача. К сожалению, тот не смог поехать в Южную Америку из-за важных дел. Он возместил свое отсутствие, научив команду методике, следуя которой никто не растерялся бы в сложной ситуации. Доктор постоянно был на связи, интересовался здоровьем своих подопечных.

После напряженного соревнования члены команды не собираются расслабляться – некоторым из них предстоит участие в «Гонке Звезд». Фирдаус Кабиров собирается восстанавливать силы в… спортзале. Команде некогда отдыхать, скоро будет известно место проведения «Дакара-2010», пора будет готовиться к следующему году.