Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Выбор кузова. Часть 2

Окончание. Начало см. здесь

Попытка создать симбиоз седана с прекрасной аэродинамикой и хэтчбека с его практичностью закончилась появлением на рынке нового типа кузова.Разные производители называли его каждый по-своему, но мне почему-то ближе термин «лифтбэк», или Pounds (в оригинальной программе), как его окрестил концерн Toyota.

Машина получилась пятидверной и двухобъемной, как хэтчбэк, но в профиль она смотрелась как седан с маленьким багажником. Такая же компоновка была и у моделей Volvo 360, 460. Сейчас процесс развивается, и на новом Skoda Superb можно открыть не только заднюю дверь, как у хэтчбека, но и багажник, как у седана, оставив заднее стекло на месте. Весьма интересное решение с практической точки зрения, не имеющее пока аналогов. Но компромисс есть компромисс, и платой за улучшенную аэродинамику будет некоторое сокращение доступного пространства для багажа.

Логичным продолжением темы развития модификаций седана и купе было появление кузова под названием кабриолет. В нашей стране с холодным климатом и многочисленными вандалами, ломающими телефонные будки, поджигающими лифты, а теперь уже и автомобили, подобный тип кузова до сих пор не получил широкого распространения, хотя «золотая» рублевская молодежь и «поющие трусы» с MTV, соревнующиеся в гламурности, покупают такие машины.

Что представляет собой кабриолет? Это седан или купе с мягкой (матерчатой) или жесткой (металлической) крышей, которую можно сложить вручную либо с помощью электропривода. Плюсом кабриолета можно назвать возможность наслаждаться свежим воздухом и теплыми солнечными лучами в хорошую погоду. Но в средней полосе погода у нас редко бывает хорошая. Да и когда бывает, получить даже минимальное количество радости будет затруднительно. В Москве и других крупных городах «счастью не для всех» мешают перманентные пробки, а также грузовой дизельный транспорт, выпущенный в середине прошлого века и  удовлетворяющий нормам «Евро минус четыре». Заехав, например, в час пик в Лефортовский тоннель на кабриолете, с другой стороны можно выехать уже на карете скорой помощи с тяжелым отравлением выхлопными газами. Жителям глубинки покупку кабриолета тоже не посоветуешь – отсутствуют дороги приемлемого качества, зато присутствует низкий уровень жизни.

Вообще, кабриолет по сравнению с прародителями, седаном и купе, как правило, существенно дороже по ряду причин. Одной из них является то, что автомобиль без крыши обладает значительно меньшей жесткостью, и чтобы оную увеличить, приходится прибегать к весьма недешевым решениям, переработав все силовые элементы кузова. Для достижения приемлемой безопасности приходится устанавливать дуги, выскакивающие в случае аварии, и т. д. Плюс ко всему, кабриолеты всегда «упакованы» по максимуму – самый мощный двигатель из всех возможных, АКПП, если доступна, все из мыслимых систем безопасности и электронных «наворотов». Еще один минус заключается в том, что складная крыша занимает много места в сложенном состоянии, и багажник превращается просто в фикцию. По непрактичности в российских условиях кабриолет безусловный лидер.

Открытые типы кузовов – редкость в России. Но следует упомянуть еще об одном компромиссе, значительно более практичном кузове под названием «тарга». От кабриолета он отличается тем, что сверху, вдоль всего пассажирского отсека, идет мощный стальной усилитель (японское решение). Porsche предпочитает усилители по бокам, возможны и другие варианты. Притоку свежего воздуха это не мешает, но значительно увеличивает жесткость и безопасность автомобиля.

Пора перейти еще к одному весьма практичному варианту, тем более что ныне этот тип кузова, «универсал», в эпоху повального увлечения внедорожниками и кроссоверами можно видеть уже везде. Универсал может быть и легковой, на базе седана: Ford Mondeo Wagon, Volkswagen Golf Variant и т. д.

 Универсал повышенной проходимости с высоким клиренсом и, как правило, полным приводом как раз является либо полноценным джипом, либо кроссовером: Jeep Cherokee, Nissan Patrol, Subaru Forester и т. д. Задняя дверь универсала имеет более вертикальный наклон, чем у хэтчбэка, длина кузова зачастую больше. В результате мы имеем максимальную вместимость для двухобъемника.

Часто на машинах повышенной проходимости есть складной третий ряд сидений, при желании в автомобиле можно разместить до 7 человек, что еще вписывается в категорию «B». Сиденья второго и третьего рядов можно сложить, и тогда мы получаем огромный грузовой отсек практически прямоугольной формы. Безусловно, есть и минусы. В аэродинамике они еще более выраженные, нежели у хэтчбэка. Что же касается внедорожников с увеличенным клиренсом, высоким кузовом, то проблемы сопротивления воздуха выходят на первый план. Несмотря на мощный моментный двигатель, на джипе не очень комфортно ехать быстро, максимальная скорость по этой же причине невысока.

Строение кузова напрямую зависит от изначально заложенных возможностей машины на бездорожье. Если автомобиль не собирается часто съезжать с асфальта – кузов несущий. Если конструктивно способен на внедорожные подвиги, жесткость кузова дополняется рамой (Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol, Mercedes-Benz Gelandewagen).

Вариант на тему универсала – пикап. В США доступны даже легковые пикапы, у нас пока только на базе внедорожников. Пикап – это универсал, в котором крышей закрыт лишь пассажирский отсек. Т. е. за пассажирскими сиденьями находится открытый кузов. Плюсы его в том, что в таком кузове можно перевозить вещи, превосходящие погрузочные габариты автомобиля – велосипеды, скутеры, доски для виндсерфинга и т. п. Зачастую производители пикапов предлагают в качестве аксессуаров комплект креплений для того или иного вида багажа. Но самый популярный аксессуар для пикапа в стране, где подавляющая часть населения страдает тяжелыми формами клептомании, – это запирающийся кунг. Он, правда, ограничивает размер грузового отсека, зато обеспечивает сохранность содержимого.

Ну вот мы и добрались, наконец, то логического завершения, последней разновидности автомобильного кузова под названием «вэн». Это однообъемник. Вместимость салона у него максимальна, к тому же предоставляются широкие возможности для трансформации салона – складывающиеся, зачастую поворачивающиеся многочисленные пассажирские сидения, некоторые производители делают кресла легкосъемными. В общем, на вэне можно перевозить и людей, и грузы, салон очень просторный и по высоте, и по ширине. Поэтому в вэне, как правило, совсем не тесно.

Существуют и довольно крупные однообъемники, такие, как Ford S-Max, Opel Zafira, Mazda 5, бывают однообъемники поменьше – «микровэны» Ford C-Max, Opel Meriva, Mercedes B 170 и т. д. За повышенную вместимость надо платить. Зачастую вэн – не самый хороший задний обзор, средняя аэродинамика, не самый лучший доступ к узлам и агрегатам автомобиля, приличный вес, габариты. Шасси у однообъемников, как правило, легковое, но есть и исключения. Mitsubishi Delica, например, «надета» на полноприводное шасси Mitsubishi Pajero с продвинутой системой 4WD Super Select. Правда, подобный автомобиль к нам официально не поставлялся.

В данной статье не ставилась задача рассмотреть совсем уж экзотические кузовы или весьма сходные разновидности уже описанных типов. Например, такая экзотика, как кузов «ландо» с открывающимся над задними сиденьями верхом, был наверняка интересен незабвенному генсеку, принимавшему парады на Красной площади, вдоволь нацеловавшись с представителями дружественных компартий. Нашим же читателям он вряд ли будет интересен с практической точки зрения.

О кузовах, наверное, все. В последующих статьях займемся их начинкой.