Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Казнить нельзя помиловать

Все, кто ездит за рулем, особенно в крупных городах с активным движением, в один голос твердят, что соблюдать все правила дорожного движения невозможно. Это не значит, что езда в пьяном виде на чужой машине – нормальное явление, но превысить скоростной режим на несколько км/ч или перестроиться в соседнюю полосу там, где разметка не позволяет, может каждый.

«Незнание закона не освобождает от ответственности», – эту фразу многие выучили еще в школе. Знать, что запрещает закон, – всего лишь полдела, важно знать еще и собственные права. Неизвестно, сколько водителей было обмануто на стадии оформления незначительного нарушения или вообще по ложному обвинению. Сотрудники ГИБДД порой настолько алчны, что не гнушаются «подделкой» документов руками самих водителей, которые подписывают протоколы не глядя. Бывали случаи, когда за незначительное нарушение приписывали езду по полосе, предназначенной для встречного движения! А в суде будет очень сложно доказать, что нарушения как такового не было, ведь все документы оформлены как положено, везде стоят подписи.

Разберемся с ворохом бумаг, который набирается при общении с инспектором в случае нарушения ПДД. При остановке по просьбе сотрудника ГИБДД ему в руки должны попасть документы на автомобиль (СТС, талон техосмотра, страховой полис и доверенность в случае, если машина принадлежит другому лицу) и водительское удостоверение сидящего за рулем. Если нарушение серьезное и служитель закона считает, что устным предупреждением тут не обойдешься, составляется протокол об административном правонарушении. С этого момента можно призывать на помощь адвоката либо самостоятельно отстаивать свою правоту. Каждая строчка документа должна быть заполнена в должном порядке: все свидетели вписаны, нарушение описано и подкреплено соответствующей статьей из КоАП РФ. Если протокол составлен с грубыми ошибками, что бывает нередко, учитывая, в каких условиях приходится его заполнять, то он может быть обжалован и аннулирован.

Когда водитель признает свою вину и готов понести наказание, милиционер может выписать постановление на месте. Вынесение постановления незаконно в том случае, если управлявший автомобилем не согласен с обвинением: так нарушается его право на юридическую помощь и защиту. «Забывчивость» инспектора гарантирует последующее освобождение от наказания по причине нарушения установленного порядка рассмотрения дела. Для этого достаточно будет написать в объяснении «ПДД не нарушал». В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ привлечь к ответственности можно только водителя, чья вина установлена и доказана. Доказательством могут послужить показания прибора, измеряющего скорость автомобиля, слова свидетелей, видеосъемка нарушения, медицинское освидетельствование…

Разница между протоколом и постановлением в том, что первый документ – пока только выдвигает обвинение, которое нужно будет доказать, а второй – признает вину и назначает наказание. Бывает, что сотрудники ГИБДД неохотно выписывают постановления, отправляя водителя на более подробный разбор дела. Дело в том, что, согласно статье 29.1 КоАП РФ, инспектор на месте должен убедиться, что материалов дела  достаточно, они составлены и оформлены верно, а также убедиться, что нет никаких обстоятельств, исключающих производство по делу, или ходатайств. Если что-то будет упущено, постановление может быть оспорено и отменено ввиду нарушения процессуальных норм.

В конце разговора автоинспектор должен выдать копию выписанного им документа, в подтверждение чего водитель должен оставить подпись напротив соответствующей строки. Причем подпись нужно ставить только тогда, когда копия действительно окажется на руках. Копия нужна водителю для того, чтобы сотрудник ГАИ ничего не вписал в документ после подписания. Бывали случаи, когда автомобилисты узнавали о своих «подвигах» лишь в суде, а доказать, что признание написано не их рукой, практически невозможно.

Описанное выше – стандартная процедура оформления административного нарушения. В жизни все может пойти не так, это зависит от того, попадется ли оборотень в погонах или у него уже деньги в кармане не помещаются и надо выполнять план (шутка). Как только появляются сомнения в справедливости дорожного милиционера, водитель может пригрозить позвонить на горячую линию УСБ. Зачастую устного предупреждения хватает – гаишнику легче «развести» кого-нибудь посговорчивее, чем тратить время на препирательства.