Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

«Черные» заправки столицы – как бороться с «бензиновым» беспределом

 Стоимость топлива в московском регионе, как и по всей России, продолжает увеличиваться. Однако бензин, к сожалению, не тот продукт, цена которого прямым образом влияет на качество. И стоимость 22-23 рубля за литр «горючки» не гарантирует автовладельцу наличие в топливном баке его автомобиля качественного, а не разбавленного бензина.

Последствия использования контрафактного топлива хорошо известны любому автовладельцу. Да и сами АЗС в курсе того, к чему приводят махинации с качеством бензина. Только вот это знание не останавливает российских «заправщиков» перед соблазном сделать деньги на продаже некачественного товара. По всей вероятности, и проверки столичных властей для АЗС тоже не повод продавать бензин, соответствующий и его ценнику, и названию.Весьма красноречиво в этой связи смотрится очередной отчет Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, который наведался недавно с инспекцией на столичные заправки. До этого ревизия проходила в октябре прошлого года, тогда сотрудники Департамента выписали штрафы четырем АЗС (каждой на 1 млн рублей), пожурили за «производство, оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям», и распрощались до новой проверки. В итоге ранее оштрафованные заправки компании ОАО «ФПК «Кедр-М», расположенные по адресам: ул. Декабристов, вл. 47; Алтуфьевском ш., вл. 19А; ул. Березовая аллея, вл. 12 и ул. Академика Королева, вл. 12А , были реабилитированы. А «черный» список АЗС состоит, по последним данным, из 39 недобросовестных «заправщиков».

Безусловно, реабилитация четырех заправок – это хоть какой-то результат, но в масштабах такого города, как Москва, этот результат весьма мизерный. К тому же, у обывателя может закрасться мысль о том, что место в «белом» списке эти компании попросту купили. Казалось бы, ревизии проводятся регулярно, сумма штрафа отнюдь не маленькая, тогда почему же число добросовестных заправщиков в Москве не увеличивается по мере обнаружения недобропорядочных АЗС и по мере того, как они подвергаются административным взысканиям? Может быть, проверки эти – просто условность и проводятся для отчетности? А может быть, сумма штрафа предусматривается у АЗС маржой? Или вовсе является чем-то вроде «отступных»? Ведь на практике понятно, что от продажи некачественного бензина по постоянно растущей цене выигрывают все: и продавцы топлива, и те, кто покрывает таких торговцев. В проигрыше всегда покупатель, который, заправив свое авто некачественной «горючкой», в конечном итоге становится весьма вероятным клиентом автомастерской, которая тоже в результате всего остается в выигрыше, то есть с прибылью.

 Проблема качества реализуемого на автозаправках топлива – это, безусловно, забота и столичных властей. С этой проблемой еще три года назад московский мэр предлагал бороться весьма радикальным способом: введением уголовного наказания за производство суррогатного бензина. «Мы внесли предложение ввести уголовную ответственность за производство "паленого" бензина, но эти поправки пока не приняты», – так говорил Юрий Лужков. Однако столичные власти, похоже, решили не пороть «горячку», а проводить регулярные проверки московских АЗС. Такие рейды – дело доходное, в прошлом году столичные АЗС заплатили в виде штрафов 25 млн рублей. Однако кажется, что данная сумма штрафа значительна только для тех, кто выписал такие взыскания, но не для самих «штрафников-заправщиков», которые в короткие сроки компенсируют выплаченную за нарушения сумму. Благо, цена на автомобильное топливо растет с завидным постоянством.

Складывается впечатление, что проблема качества продаваемого топлива осталась заботой лишь самих автовладельцев, которые уже давно привыкли, не надеясь на сознательность столичных властей, методом проб и ошибок выбирать АЗС, где «бадяжат, но не наглеют». Хотя и тут, как в игре в русскую рулетку, можно разок-другой промахнуться: даже на привычной, «родной» заправке можно порой залить в бак бензин уж слишком сомнительного качества, такой, что одной только заменой топливных фильтров двигателя проблемы с поломкой авто решить не получится. Эксперты по-прежнему дают те же, что и прежде, советы автомобилистам: после заправки на АЗС не выбрасывать чек, а если случилось самое плохое, нужно обращаться в автосервис, который зафиксирует и саму поломку, и назовет ее причину. Далее, конечно, последуют мытарства по судам, и не факт, что у автовладельца хватит сил и нервов, чтобы судиться с АЗС. Таких прецедентов, когда за суррогатное топливо, ставшее причиной поломки автомобиля, заправка выплачивала пострадавшему автовладельцу компенсацию, пока уж очень мало.

И в целом разматывать клубок проблемы «суррогатное топливо для ТС» необходимо непосредственно с нефтеперерабатывающих заводов, которым выгоднее всего торговать самой нефтью, а не получаемыми из нее продуктами. Издержки производства в последнем случае более высоки, чем в первом. И даже если НПЗ утверждает, что производит бензин согласно российским нормам качества, то каждую заправку, которая покупает топливо, производитель не может проверить на честность. Да и нет в этом нужды, по большому счету, так как размер налога, отдаваемого государству, не зависит от уровня качества проданного автомобильного топлива.

Самым логичным решением в случае обнаружения АЗС, где торгуют суррогатным топливом, является ее закрытие. Рынок автозаправочных станций в столице не страдает от дефицита игроков, на место аннулированных АЗС весьма быстро придут новые продавцы топлива. И осознание того, что за торговлю некачественным товаром их может постичь участь предыдущего продавца, могло бы повлиять на совесть вновь прибывших. Тем не менее, «черные» списки автозаправок Департамент предоставляет с завидной регулярностью, с такой же методичностью собирает штрафы, но о повсеместном закрытии таких недобросовестных АЗС даже речи не идет.

«Черный» список АЗС (АЗК) города Москвы

В этом разделе приведены АЗС (АЗК), торгующие моторным топливом, которое не соответствует экологическим требованиям.

Информация с сайта Департамента Природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Куда жаловаться?

Справочный телефон Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - (499) 973-26-90

Горячая линия Департамента Природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - 605-85-62