Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Повышение транспортного налога: время ли сейчас?

В пятницу, 13 ноября, Госдума РФ большинством голосов приняла в окончательном чтении поправки к федеральному закону. Несмотря на обещания правительства не увеличивать в условиях кризиса налоговое бремя для жителей страны, Дума поступила наоборот. Изменения в кодексе касаются повышения в два раза базовых ставок транспортного налога.
 
Начиная с 1 января 2010 г. базовые ставки налога возрастут в 2 раза по сравнению с прошлым годом и составят: для  транспортных средств мощностью двигателя до 100 л. с. включительно – 10 руб. за 1 л. с., 100-150  л. с. – 14 руб. за 1 л. с., 150-200 л. с. – 20 руб. за 1 л. с., 200-250 л. с. – 30 руб. за 1 л. с., свыше 250 л. с. – 60 руб. за 1 л. с. Для мотоциклов, мопедов мощностью до 20 л. с. – 4 руб. за 1 л. с., 20-35 л. с. – 8 руб. за 1 л. с., свыше 35 л. с. – 20 руб. за 1 л. с.
 
Все деньги, полученные от уплаты транспортного налога, будут направлены в бюджеты субъектов Федераций и израсходованы по их усмотрению. Причем субъекты Федерации наделены правом повышать налог в два раза или уменьшать его в десять раз против прежних пяти. Отсюда следует, что теоретически местные власти, не меняя существующих в каждой федерации ставок,  вправе оставить налог таким, каков он есть на сегодняшний день. На деле почти все самоуправления собираются  повышать, т. е., несмотря на ухудшившееся материальное положение российских граждан, в очередной раз бесцеремонно залезть к ним в карман. Так, например, в Чувашии планируется повышение транспортного налога на 25%, в Прикамье – в пять раз, в Кузбассе – на 30-35%, в Пермской области – в два раза, в Липецкой области – в 2-2,5 раза, в Красноярском крае – в полтора раза.
 
Обновленный закон ударит практически по всем слоям населения. Пострадают, прежде всего, перевозчики. Многие из них – это небогатые индивидуалы – предприниматели и небольшие транспортные компании, работающие сегодня в условиях жесточайшей конкуренции, буквально за минимальный доход. Значит, кто-то из них просто не выживет и останется без работы. Остальные будут вынуждены поднять цены на услуги. Отсюда возрастет себестоимость товаров, и получится, что правительство, повышая пенсии с целью стимулирования потребления, другой рукой отберет деньги у тех же пенсионеров за счет подорожания продуктов и товаров повседневного спроса.

 
Плохо придется и пассажирам, возрастет стоимость проезда в общественном и междугороднем транспорте.
 
Пострадают жители районов с неблагоприятным климатом. Им, вынужденным покупать машины с большой мощностью двигателя из-за того, что на других просто не проехать по глубокой грязи, бездорожью или по вечной мерзлоте, придется раз в год выложить несколько тысяч рублей за то, что они не ходят пешком. 
 
Несмотря на то что органы самоуправления регионов прекрасно понимают тяжелое положение россиян, повышение транспортного налога с их стороны – мера вынужденная. Дело в том, что правительство РФ, отдавая 100% налога в местные бюджеты, лишает их существующих ранее дотаций на организацию детских лагерей отдыха, строительство метрополитенов в крупных городах и пересматривает механизм распределения акцизного налога от продажи нефтепродуктов в меньшую сторону. Таким образом, регионам предлагается самостоятельно подлатать «дырки» в бюджете и получить деньги на решение новых проблем. Причем чем жестче будут действовать мэры и губернаторы, тем больше будет у них возможности проявить заботу о людях.

И самое интересное, что в названии «транспортный» отражается только источник получения дохода – владельцы транспортных средств. Но пойдут ли доходы от налога собственно на улучшение состояния дорог или иных услуг сервиса для автомобилистов – это большой вопрос. По словам руководителей регионов, дороги, безусловно, ремонтироваться будут, если денег хватит, поскольку других источников средств на это дело не предусматривается. По сути, деньги возьмут из тех средств, что останутся от выплаты зарплаты бюджетникам, от расходов на медикаменты, детские сады и школы, т. е. по остаточному принципу. Так что автомобилистам, 47% из которых считают состояние российских дорог неудовлетворительным, в связи с повышением налога на лучший сервис пока рассчитывать не придется.

Отсюда можно предположить, что и собираемость транспортного налога, которая и так является головной болью финансовых органов, упадет еще больше. В Архангельской области, несмотря на регулярно проводимые рейды, недоимка составляет порядка 300 млн руб. В одном только Санкт-Петербурге ежегодно налог не платят тысячи человек,  а общая задолженность по нему составляет более 500 миллионов рублей. Может получиться так, что региональные бюджеты, не досчитавшись налогов, не только не решат проблему дорог, но и увеличат «прорехи» в своих бюджетах. Видимо, поэтому 11 ноября губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила о том, что в Северной столице «принято коллегиальное решение не повышать транспортный налог». Почему, губернатор не сообщила. Очевидно, власти пошли другим путем и надеются на то, что правительство все-таки поддержит петербургское метро и выделит средства на его развитие. 

 
Правительство Москвы тоже решило пока воздержаться от повышения, но мэр Москвы Юрий Лужков верит, что принятие новых ставок налога могло бы улучшить экологическую обстановку в столице и уменьшить пробки. По его мнению, для владельцев маленьких машин следовало бы сделать бесплатные парковки и даже давать по одной тысяче долларов тому, кто покупает малолитражку. За улучшение экологии ратует и правительство, разрешившее изменять налог в зависимости от года выпуска авто и его экологического класса. Такие шаги очень напоминают стремление большинства правительств европейских стран пересадить всех на малолитражки. Только не учитывают чиновники, что жителей такой огромной страны, как Россия, не следует стричь под одну гребенку. Там, где малолитражки в почете, существуют автобаны и почти не бывает зимы. Для наших же автовладельцев, многие из которых знают, что такое суровая зима с метелями  и что такое бездорожье и разгильдяйство, растянутое на сотни километров, малолитражка – предмет бесполезный. Езда же на мотоцикле всего лишь пять месяцев в году превратится в непозволительную роскошь, поскольку транспортный налог на мотоциклы тоже возрос вдвое. К тому же, старенькие «Жигули» с малой мощностью двигателя, которыми еще пользуются наши соотечественники, портят воздух ничуть не меньше, чем дорогие иномарки.
 
Непопулярные меры правительства уже вызвали бурю недовольства среди водителей. Движение автомобилистов «Свобода выбора» уже подало иск в Конституционный суд с просьбой признать и сам закон, и поправки к нему незаконными и нарушающими конституционные права российских граждан. 13 ноября в 10 часов утра по московскому времени многие слышали  «Гудок гнева», прокатившийся по стране в знак протеста. В районе Братеева при помощи десяти легковых машин и десяти грузовиков была перекрыта МКАД. Как утверждает руководитель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, это – только предупреждение, и если закон вступит в силу, последуют дальнейшие шаги, подготовленные совместно с профсоюзами грузоперевозчиков.