Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Чисто не там, где метут. Ездят не там, где строят.

статья

Москва последнее время все чаще и чаще напоминает одну большую пробку. Служба «Яндекс пробки» обещала транспортный коллапс уже этой осенью. Каждый понимает это словосочетание по-своему.

Я, например, думал, что коллапс на дорогах нечто такое, что не позволяет использовать автомобиль в качестве средства перемещения – слишком долго, неоправданно долго, быстрее будет на метро или пешком. Оказывается, на самом деле «транспортным коллапсом» специалисты называют явление, когда невозможно попасть на другой конец города быстрее, чем за 24 часа. Ну до такого еще далеко. С другой стороны, ехать 3 часа на работу, если путь на метро занимает всего час, считаю большой глупостью. К сожалению, тех, кто рассуждает по-другому, очень много. «Я никогда не спущусь в метро, лучше просижу полдня в пробке». Особенно этим грешат молодые и не очень девушки, только вчера купившие права, «офисный планктон», господа с заниженной самооценкой или, напротив, с манией величия.  Впрочем, попробуй пересади чиновника или депутата на метро, это будет непросто даже для силовых структур, да и зачем?

У кого есть мигалки, тому пробки не мешают. У нужных людей они на машинах уже присутствуют, на остальных – наплевать. Но наплевать опять же до определенного предела. «Когда видишь деньги, не теряй времени». Фраза из общеизвестного фильма настолько пришлась по душе чиновникам, завязанным на дорожном строительстве, что стоимость оного по сравнению с цивилизованными странами в разы выше и постоянно растет. В странах Евросоюза километр дороги стоит около 7 млн $, в США – около 6 млн, в Китае – 2,5 млн, а в России – 17,6 млн $. Стоимость километра метрополитена в Москве почему-то всего 5 млн $, хотя по технической сложности подобные вещи несопоставимы. Один заказчик, один подрядчик и одно согласующее ведомство, в этом все дело. Хотя как знать, метрополитен тоже сладкий кусок, возможно, и туда скоро дотянутся длинные коррупционные щупальца. По оценкам экспертов, коррупционная составляющая в дорожном строительстве около 40%, хотя и подобные цифры кажутся сомнительными, если сравнить конечную стоимость километра путепровода в России с развитыми странами. Давно идет муссирование темы о запрете на шипы во властных коридорах, московский мэр яростно требует запретить шипы даже зимой. Но не запрещают. Почему? Не думаю, что это забота партии и правительства о нашей с вами безопасности. Если шипы запретить, как потом строителям оправдываться по поводу колейности на дорогах, возникающей уже через год после сдачи участка? Правда, эксперты  в подобных делах и так говорят, что к колее глубиной в несколько сантиметров шипы не имеют никакого отношения. Максимум, что могут сделать с нормальным дорожным полотном, – слегка увеличить шероховатость в зоне контакта с асфальтом. Т. е. если бы по дорогам ездили автомобили исключительно с шипованными покрышками, мы бы имели несколько узеньких шершавых полосок в каждом ряду.

Думаю, всем рядовым гражданам России истинные корни колейности ясны. Помните, как у Жванецкого: «Всем известно: раствор хорошо держит, если в нем есть цемент. А если с каждой машины килограмм по двести украсть, раствор будет держать хуже. А если утянуть пятьсот, раствор можно будет перемешивать, но держать он не сможет. На одном песке долго не простоишь. Но дом стоял...» 


Потуги руководящих товарищей решить проблему пробок в Москве выглядят либо смешными, либо антинародными. Строительство 4-го транспортного кольца остроту проблемы не снизит, более того, посмотрев на эти развязки, эстакады, широченное многополосное шоссе, понимаешь, что открывай, не открывай участок от Измайловского шоссе до шоссе Энтузиастов, ничего не изменится. Измайловское шоссе узкое, большой нагрузки не выдержит, тем более Большая Семеновская улица «большая» только по названию, Электрозаводский мост вечером мрачно стоит, а проспект Буденного – едет. Открывшийся участок 4-го кольца будет дублировать именно проспект Буденного и вливаться в мертво стоящее шоссе Энтузиастов. Возникает вопрос – зачем? Впрочем, об открытии говорить рано, видно, не все деньги еще освоены. Оперировать такими суммами – это вам не фунт изюма. Как сообщили СМИ, «стоимость строительства одного километра первого участка ЧТК примерно вдвое превышает стоимость километра Большого адронного коллайдера, самого мощного в истории ускорителя элементарных частиц, который расположен на границе Швейцарии и Франции».

Интересен еще один момент с и так дико перегруженной дорожной сетью Москвы. Все, наверное, обращали внимание, как посреди оживленнейшей трассы вдруг, как по щучьему велению, появляется огромная яма. Яма обносится забором, на забор вешается табличка: «Работы ведет СУ-…». Всё. На этом рок-н-ролл заканчивается. Яма ветшает, края осыпаются, ржавеют куски торчащей арматуры, компрессоры, отбойные молотки и другой строительный хлам, сваленный в кучу. На объекте никто не появляется. Реставрация может длиться годами. По моим собственным наблюдениям, меньше полугода подобный «ремонт» не занимает. А зарплата строителям идет. На дорогах из-за ремонтников ежедневно чудовищные пробки, но кого это волнует? «Нормальные пацаны» с мигалкой по «встречке» объедут, на остальных – наплевать. Вспомните, как на Русаковской улице несколько лет назад выкопали такой вот котлован. Через полгода засыпали. Но автолюбители радовались рано. Прошло еще полгода. Яму вырыли опять. И опять на том же месте, слава богу, ныне уже закопали. Теперь вот Большая Серпуховская улица может похвастаться такими же «нарывами» посреди дороги. С весны ничего не изменилось, а ведь уже зима. Видимо, осуществляется полный цикл «безлюдного производства», поскольку люди на объектах в разгар рабочего дня отсутствуют. Ям на протяжении километра целых три. Да чего там, везде строят. Стоят бульдозеры, подъемные краны, «КамАЗы» оранжевой расцветки. Рабочие лениво курят, поплевывая в огромные котлованы.

Интересно, что в Европе не обнаружил ни одного вот такого «очага ремонта», а дороги идеальные, без малейших намеков на колейность. И пробок нет в самый час пик! Ну бывает иногда, где-нибудь в историческом центре города, да и то, пробкой в московском смысле слова такие локальные затруднения назвать трудно. Люди ездят дисциплинированно, никто не поворачивает из правого ряда налево и наоборот, поэтому все двигаются.


Будучи автомобилистом с большим стажем, отчетливо понимаю, что проблемы автолюбителей государство не волнуют, более того, о них «слуги народа» вспоминают только тогда, когда нужно пополнить казну. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», в этом теперь ни у кого не осталось сомнений. Соответственно, чтобы сохранить нервную систему, нужно стараться быть вежливым на дороге, не парковаться в три ряда, не выезжать на желтый на перекресток, перекрыв таким образом движение перпендикулярному потоку. Да что там бесконечно муссировать прописные истины, их и так все знают, недаром Кант говорил про «моральный закон во мне». Так вот, для автомобилистов такой «моральный закон» тоже существует. Тогда еще пару лет по Москве как-нибудь поездим, а дальше «да поможет нам бог».


P.S. По прогнозам одних аналитиков, полный транспортный коллапс может произойти в Москве уже в 2013 г., других – до 2015 г. Как говорится, поживем – увидим.