Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Упрощенная схема оформления ДТП. Плюсы и минусы

С 1 ноября этого года наконец-то вступили в силу поправки к закону ОСАГО для автовладельцев. Российский союз автостраховщиков отменил ограничения по срокам покупки обязательных полисов, и теперь любой автолюбитель, попавший в небольшую аварию, сможет самостоятельно оформить все документы для получения страховки. А документом в данном случае является заполненный по всем правилам протокол. Подобная практика уже давно и успешно существует в европейских странах (Европротокол) и имеет немало преимуществ.

Во-первых, введение новых поправок позволит значительно разгрузить автоинспекторов, теперь либо их станет меньше, либо они смогут больше внимания уделять своим основным обязанностям. Во-вторых, водители – участники ДТП могут не дожидаться приезда сотрудников ГАИ, а, заполнив и подписав друг другу протоколы, покинуть место происшествия. Но при нескольких условиях: они решили, кто прав, кто виноват, водителей – участников ДТП не более двух, в аварии нет пострадавших, а ущерб оценивается в сумму не более 25 тысяч рублей. Таким образом, значительно экономится время как самих потерпевших, так и автоинспекторов. По данным последних, выезд на место и оформление аварии занимает в среднем два часа. К тому же, в ожидании приезда сотрудников ГИБДД машины не загромождают проезд и не мешают остальным участникам движения, ведь нередко случается так, что, например, при плохой видимости одна авария становится причиной другой, а то и нескольких.

По сути, эти правила работают уже с 1 марта 2009 года, только раньше они касались тех водителей, кто оформил полис ОСАГО после этой даты. Однако, как и любое новшество, поправки приживаются пока что с трудом. По данным Российского союза автостраховщиков, с марта месяца только один процент выплат по ОСАГО был оформлен по упрощенной схеме. Но, как говорят сами страховщики, тенденция к нарастанию очевидна. Хотя сами они данные изменения восприняли довольно неохотно.

Страховые компании опасаются роста числа мошенников, пытающихся получить деньги за совершенные ранее аварии. Впрочем, это вопрос компетенции самих экспертов, подчиняющихся страховщикам. Время мальчиков с фотоаппаратами и геодезическими линейками прошло, и теперь, видимо, придется работать более профессионально, чтобы у мошенников отпала охота обращаться с подобными заявлениями. Другое, на что обращают внимание страховщики, это возможные факты сокрытия аварий, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Такой риск есть, но, во-первых, их должны ловить освобожденные Европротоколом инспекторы ГИБДД, а во-вторых, речь все-таки идет о незначительном ущербе, и пьяный за рулем – это немного другая область. И страховые компании вряд ли разорятся, даже если такие случаи и будут иметь место в «легких» ДТП.

По итогам 2008 г. страховые выплаты по ОСАГО не превысили 57% от всех полученных за эту страховку денег. В то время как критическими считаются 77% выплат. То есть для нормальной работы страховым компаниям достаточно 20%-23% на ведение дел и 3% – на отчисления в компенсационные фонды. Так что запас у страховщиков есть. И даже если сейчас  стоимость ОСАГО несколько возрастет, то со временем все станет на свои места, страховых компаний много, и конкуренция между ними есть и будет, несмотря на договоренности.

Главное, чего будут опасаться водители на первых порах, это оценки стоимости ущерба. В самом деле, определить на глаз, что замена отражателя  или покраска бампера будет стоить меньше 25 тысяч рублей, можно, а вот как быть со скрытыми повреждениями, наличие которых может оценить только эксперт, особенно если машина дорогая? В этих случаях, видимо, придется вызывать инспекторов. Но все-таки, если откинуть все сомнения, в большинстве случаев размер ущерба все равно виден и даже очевиден. Как говорится, чего греха таить, и сейчас нередки случаи, когда водители, попавшие в ДТП, договариваются «полюбовно», чтобы не иметь проблем с гаишниками. Ведь оценивают ущерб, платят один другому деньги, не ссылаясь на собственную некомпетентность! К тому же законодатели надеются, что с введением новых поправок значительно уменьшится число недобросовестных водителей, стремящихся заработать деньги, намеренно подставляя свою машину под аварийную ситуацию.

Другая серьезная проблема, с которой столкнутся участники аварии, – это правильное оформление бумаг. Теперь автовладельцу, покупающему ОСАГО, выдаются два комплекта бланков, каждый из которых состоит из трех скрепленных листов – извещений (или протоколов) о ДТП, и инструкция о том, как  извещения заполнять. Вот здесь-то и могут ожидать подводные камни. С инструкцией лучше ознакомиться заранее, чтобы потом знать, где и что искать. А искать придется, прежде всего, схему ДТП. Сначала надо будет определить, к какому типу оно относится: происшествие, случившееся при движении транспортных средств в одном направлении, в противоположных направлениях, при движении задним ходом или при наезде на транспортное средство. Для каждого из этих случаев составлены типовые схемы. Их можно посмотреть в «Правилах применения типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределения ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции» – на 35 листах формата А4. Но в целом бланки заполнения извещений-протоколов достаточно наглядны и не выглядят слишком сложными.

Все позиции протокола должны быть заполнены правильно, иначе страховая компания не примет документы и не заплатит страховое вознаграждение. Например, не должно быть никаких расхождений, касающихся схемы аварии и описания повреждений – это первое, на что обратят внимание. И тогда придется опять искать второго участника ДТП и все переоформлять заново, а это – время и нервы.

Аккуратно и правильно заполненные документы надо отнести в свою страховую компанию, то есть в ту, где потерпевший оформлял страховку. В этом есть положительный момент. Потерпевший – их клиент, они заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве и не будут лишний раз чинить препятствия, тем более, что потери несут не они. А виновник аварии должен отнести свой комплект своим страховщикам. Далее страховая компания связывается с компанией, застраховавшей гражданско-правовую ответственность виновника ДТП, для подтверждения факта, кто виноват и кто пострадал, проверяют корректность и объективность оформления извещений.  Если виновник ДТП так и не принес свои документы в страховую компанию, то всё оценивают по извещению потерпевшего. Тогда тем более споров нет, и деньги в течение 5-7 дней выплачиваются. Но не более 25 тысяч рублей.

Так что при определенном навыке не так все и сложно. Главное – возить с собой бланки и при аварии, если вы решили не вызывать сотрудников ГИБДД, отъехать на обочину и спокойно все заполнить, а потом отнести, куда надо, и ждать денег. Ну, а если все-таки страшновато, то выход есть: вызвать сотрудников автоинспекции или обратиться за помощью.

Для того чтобы данный порядок начал работать как можно быстрее, в крупных городах существуют подразделения так называемых аварийных комиссаров, которые не только помогают правильно оформить все бумаги, но и оказывают психологическую помощь в случае, например, наступления шока. В Санкт-Петербурге уже работают три крупные фирмы, предоставляющие услуги аварийных комиссаров, и одна компания, оказывающая комплексную ассистентскую помощь при ДТП.

Как бы там ни было, поправки к закону приняты, и теперь и водителям, и страховщикам придется учиться жить по-новому. Автовладельцам – учиться экономить свое и чужое время, учиться договариваться и оформлять документы, страховщикам – создавать единую систему оценки стоимости ущерба при ДТП, расширять перечень сервисных услуг и работать за минимальный процент – как и всем в наше непростое кризисное время.  Ну а государству – создать механизм защиты от тех страховых компаний, которые, прикрываясь банкротством, могут уйти с рынка, создав дополнительные проблемы для выплат.