Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Угнать за два часа: пять неудачных попыток

«Угнать машину – проще простого», – думали мы и большинство наших читателей, сравнивая серую действительность с остросюжетными фильмами. Но когда корреспонденту Авто.ру представился шанс безнаказанно угнать автомобиль, все оказалось не так просто. За два часа операции «Перехват», вместо того чтобы мчаться в беззаботную даль на ворованной машине с набитым долларами кейсом, мы были пойманы пять раз.

Существует устойчивое мнение, что если машину угнали, то пиши пропало. Это мнение верно лишь в том случае, если автомобиль не задержан по горячим следам, пока его не упрятали в укромное место. У сотрудников милиции есть около двух часов на перехват преступников в рамках одноименной операции.

Несколько раз в год Управление МВД проводит профилактические тренировки по задержанию угнанной машины. Для наглядного примера работы милиции корреспондент Авто.ру поучаствовал в очередном таком рейде, проходившем в Северо-Восточном округе Москвы. Кто-то еще помнит увлекательную передачу «Перехват», которую вел Николай Фоменко несколько лет назад? Так вот, репетиция задержания угонщиков выглядела примерно так же, только без стрельбы и размазывания по капоту.

Автомобиль Opel Astra GTC, который сыграл роль «жертвы», был оснащен спутниковым противоугонным комплексом компании «Эшелон». За его рулем сидел водитель Алексей с навыками спортивной езды, а рядом с ним – сотрудник ГИБДД Дмитрий в гражданской одежде, который координировал перемещения по округу и прикрывал нас во время задержания. Несмотря на то что угон фиктивный, операцию «Перехват» объявили по-настоящему.

В первую очередь проверяли слаженность работы диспетчерского центра «Эшелона» и дежурной части ГАИ. Не прошло и полминуты после того, как Алексей нажал тревожную кнопку в машине, и с ним по мобильному связался диспетчер. Как только автовладелец подтвердил, что за рулем не он, была активизирована работа по угону. Сотрудники «Эшелона» связались с дежурной частью того округа, откуда шел сигнал от маячка в автомобиле, и заявили о краже. Нажатие тревожной кнопки было синхронизировано со стартом объявления о «Перехвате» Opel.

 Сотрудники ГИБДД в онлайне получали информацию из диспетчерской «Эшелона» о передвижениях угонщиков. Не прошло и трех минут с начала операции, как на встречной полосе показался автомобиль ДПС. Автоинспекторы включили мигалки и перегородили дорогу подозреваемой машине, приказав по громкой связи прижаться вправо. Все пути к побегу были перекрыты – сзади приближался попутный поток, на встречной полосе движение было плотное, а справа был высокий бордюр. Угонщикам ничего не оставалось делать, как выйти из автомобиля и сдаться.

При помощи спутниковой системы владелец постоянно контролирует местонахождение своей машины. При подозрительных воздействиях на автомобиль ему приходят предупреждающие SMS, а в случае тревоги бдительные диспетчеры связываются с водителем по телефону. В личном кабинете на сайте компании можно вывести трек за определенный день с подробной детализацией – длина и время маршрута, места остановок и время простоя, показатели скорости… В общем, полное досье для ревнивого супруга. Поверх стандартного оснащения можно заказать дополнительные опции по вкусу – дистанционный запуск двигателя, разные варианты блокировки при угоне…

Систем на выбор несколько, с разными уровнями охраны. Например, для гольф-класса вполне достаточно будет комплекта за 36 000 рублей. А вот многострадальным безработным хозяйкам, пенсионеркам и остальным автолюбителям, предпочитающим автомобили класса премиум (Porsche, Bentley, Lexus), придется раскошелиться на 96 000 рублей. И впоследствии абонентская плата в год составляет 3-7 тысяч рублей. Хотя порой сумма, потраченная на такую охрану, окупается скидкой на страховку.

Конечно, и спутниковую связь можно прервать с помощью глушилки, но в таком случае срабатывают всевозможные блокировки, чтобы преступник не мог завести двигатель или покинуть автомобиль. Но если уж машина заказана, то угонщик в курсе, где и что надо отключить. Подобная история произошла с одной женщиной, у которой угнали Lexus по заказу. Связь с диспетчерами пропала, автомобиль по горячим следам поймать не удалось. И вдруг через полгода пострадавшей среди ночи позвонили диспетчеры с сообщением, что ее автомобиль… движется со скоростью около 700 км/ч по пересеченной местности в сторону Кавказа. Оказывается, для перевозки на самолете все глушилки должны быть отключены, чтобы не создать помех датчикам. Данные тут же были переданы в милицию, и в аэропорте самолет, груженый ворованными иномарками, встречала опергруппа.

 Но вернемся на грешную землю к «Перехвату» Opel в СВАО. Теперь угонщикам предстояло маячить по округу перед сотрудниками ППС. В их задачи тоже входит реагирование на данные о кражах автомобилей. Задача усложнилась тем, что никаких данных со спутникового слежения не передавалось, поиски основывались только на основных приметах: марка, цвет, номерной знак. Дважды угнанный автомобиль подъезжал к воротам местных ОВД, что было бы неслыханной наглостью (или глупостью) со стороны настоящих преступников. Около первой дежурной части нас проигнорировали два автомобиля, заезжавших в ворота, и дежурный в будке. Вторая попытка была более «успешная» – дежурный на КПП выбежал к шлагбауму на въезде в ОВД с требованием предъявить документы на автомобиль.

Во время курсирования по Проспекту мира в левом ряду мы заметили в правом ряду припаркованный автомобиль ППС. Чтобы понять, засекли ли они нас, мы плавно перестроились вправо и свернули на первую попавшуюся улицу, где и продолжили спокойное движение. Спустя несколько секунд в зеркале заднего вида появился милицейский автомобиль, который, подкравшись поближе к нам, включил проблесковый маячок и «крякалку» – нас снова поймали.

Через двадцать минут мы приближались к одному из местных рынков, где как обычно крутятся автомобили в поисках парковки. Есть! У бордюра стоял милицейский автомобиль, в котором сотрудники подкреплялись в обеденное время. Наш Opel продолжил движение мимо них, но далеко уйти не удалось – рыночную площадь оглушило «кряканье» и требование через мегафон прижаться вправо и остановиться.

И последнее задержание состоялось на втором часу нашего угона. Нас заметили сотрудники ППС на «Газели», ехавшей с нами в попутном направлении. Алексей решил немного пришпорить, чтобы сымитировать погоню, но в городских условиях это довольно опасная затея – и нам вновь пришлось сдаться. Резюмируя, за два часа скитаний на объявленной в розыск машине мы были задержаны пять раз. И это без помощи дорожно-патрульной службы (за исключением первой поимки), лишь силами патрульно-постовых сотрудников милиции.

По словам Дмитрия, угонщиков ловят в основном за нарушения ПДД или при попадании в ДТП, но порой бывают и комичные исключения. Например, когда сотрудник автосервиса, в котором «чалится» машина пока не утихнет шумиха, решает произвести впечатление на свою девушку и везет ее в клуб на угнанном автомобиле.

Операция «Перехват» объявляется в среднем три раза в день. Когда к делу подключается и ГИБДД, у которых машины помощнее ППСных «шестерок» и «Газелей», дело принимает довольно серьезный оборот. Милиционеры впадают в азарт и, завидев угонщика, пускаются в погоню, которая в крайнем случае может закончиться и выстрелами в колеса. Посты на выезде к МКАДу усиливают бдительность, по возможности устраиваются засады – гаишники отлично знают все объезды во вверенном им округе. «Перехват» длится в среднем часа два, если за это время автомобиль нигде не засветился, данные о нем передаются в розыскной отдел.

Поиск угнанной машины требует от сотрудников милиции слаженной работы и внимательности. На собственном примере мы убедились, что многое зависит не только от схемы работы с угоном, но и от личных качеств сотрудников милиции. Все-таки выйти из машины и подойти к подозреваемому – довольно опасное дело. Вместо документов на автомобиль преступник может выстрелить в упор, а законопослушный гражданин, по ошибке принятый за угонщика, может облаять гаишника и пригрозить жалобой. Все-таки не так сложно показать документы милиционеру и спокойно поехать дальше. Это будет посильным вкладом в поимку преступника и возврат автомобиля его законному владельцу.