Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

С Daimler — взятки гладки

В автомобильном мире, кроме серьезного сокращения поголовья, появилась новая напасть — месяца не проходит без громкого скандала. И почти все они зарождаются на территории Соединенных Штатов. Отдающие русофобским душком истории с продажей Оpel и Saab. Громкая история с отзывом на американском рынке автомобилей Toyota. А теперь Американская комиссия по ценным бумагам и биржам  в паре с Министерством юстиции США обвиняет немецкий автоконцерн Daimler AG во взяточничестве.

Впрочем, история давняя. Якобы в 1998-2008 годах представители компании активно подкупали чиновников в более чем двадцати странах мира ради получения выгодных государственных контрактов. Госчиновников из Германии, России, Турции, Египта, Китая, Нигерии, Ирака, Туркмении и других стран соблазняли деньгами, дорогими машинами и карьерой в Daimler AG. Практика дачи взяток принесла немецкому автоконцерну $50 млрд дополнительной прибыли, сообщается в документах американского Минюста. Ради получения выгодных контрактов немцы нарушили, например, программу ООН «Нефть в обмен на продовольствие», поставляя автомобили в Ирак при Саддаме Хусейне.

Иностранная пресса сообщает, что в России Daimler за пять лет в 2000-2005 годах потратил $5 млн на взятки различным госслужащим. За этот период через российское представительство было поставлено автомобилей на сумму около 1,4 млрд евро, причем примерно 5% пришлось на госзаказы. Среди российских клиентов компании числились МВД, Гараж особого назначения (ГОН), Вооруженные силы, власти Москвы, Нового Уренгоя и Уфы. Например, ради контракта на поставку автомобилей в Гараж особого назначения немецкий концерн и его российское представительство заплатили примерно 2 866 281 евро более чем двадцати лицам.

Закупки грузовичков Unimog тоже шли по коррупционной схеме. Как правило, немцы завышали суммы заказов, и излишки передавались чиновникам или же переводились через третьих лиц на счета подставных компаний. В даймлеровской бухгалтерской отчетности расходы на подкуп проводили как «комиссия», «специальные скидки», «необходимые платежи».

 Тем не менее, пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков в интервью «Русской службе новостей» заявил, что за последние 10 лет его ведомство не заключало с российским представительством договоров на поставку автомобилей. По его словам, автопарк Управления делами состоит из BMW, Ford и частично «Волг». А бронированные Меrcedes премьера и президента стоят на балансе Федеральной службы охраны (ФСО). Для сравнения, в Китае сотрудники немецкой компании потратили более четырех миллионов евро только на отдых для местных чиновников.

Представители концерна Daimler AG от комментариев пока отказываются и дожидаются первого апреля — в этот день в Вашингтоне начинаются слушания по делу о коррупции. Впрочем, немецкую компанию уже ловили на взятках. В 2004 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США начала расследование в отношении подкупов чиновников ради получения выгодных контрактов  на покупку автобусов и грузовиков. Cитуация с Daimler не уникальна. Многие компании использовали механизм взяток ради получения выгоды. Обвинения в коррупции предъявлялись и немецкому концерну Volkswagen, производителю грузовиков MAN, и корейской компании Hyundai. А в России, где традиции борьбы с коррупцией уходят в глубь веков, без взяток получить выгодный контракт практически невозможно. «Не подмажешь — не поедешь», гласит народная мудрость.

Однако законодательство США запрещает компаниям, действующим на территории Штатов, совершать незаконные выплаты представителям иных стран. Однако скорее всего стороны пойдут на мировую. Согласно информации Reuters, российское и немецкое подразделения автоконцерна Daimler собираются признать вину в нарушении антикоррупционных законов и даче взяток госчиновникам. И за это немецкая компания заплатит $185 млн штрафа. Для сравнения, в 2008 году компания Siemens была оштрафована на $1,3 млрд по той же причине.

С другой стороны, кому выгодно раздувать дело двухлетней давности? Вполне возможно, что у американцев есть зуб на компанию Daimler, бросившую американский Chrysler на произвол судьбы. Да и GM является госкомпанией, и первую букву в названии концерна в шутку расшифровывают не как general, а как government — «правительственный».

А Daimler — довольно серьезный игрок на американском рынке.  Продажи Меrcedes в США растут. В январе рост, например, составил 45% по сравнению с 2009 годом. А в феврале — 24%. Рынок США потихоньку оживает, и между автопроизводителями предстоит ожесточенная борьба.