Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

XII Автофорум: осторожный оптимизм

Восстановление российского авторынка произойдет не раньше 2014 года, но уже в 2015-м он может стать крупнейшим в Европе. При этом уже в нынешнем году дилеры ждут показателя в 1,6 млн проданных автомобилей. Об этом и многом другом лидеры российского авторынка рассказали на XII Всероссийском автофоруме в Москве.

Очередной, 12-й по счету Всероссийский автофорум, который 21 апреля в московском Реннесанс-отеле организовал Международный центр конференций ONconference, показал, что ведущие российские дилеры, пережившие тяжелый кризис, ныне находятся в приподнятом настроении. По крайней мере, хэдлайновая тема конференции – «Как вернуться к прибыльной деятельности» – никаких споров и пересудов не вызвала. Более того, не покидало ощущение, что и проблемы-то такой перед бизнесменами не стоит вовсе.

Главный управляющий директор «Рольф» Сергей Щербинин назвал предыдущий год абсолютно провальным, а основными причинами тому назвал некоторые особенности российского авторынка. По его словам, доходы отечественных дилеров на 70% зависят от продаж, тогда как в развитых странах этот показатель равняется 25-30% от общей суммы, а остальные деньги приносят сервисные услуги. При этом, в нынешнем году, утверждает Щербинин, ожидается падение парка гарантийных автомобилей, что дилеров также не может радовать.

Тем не менее, в первом квартале 2010 года наметилось оживление, но громко заявлять о том, что российский авторынок, наконец, преодолел кризис, Щербинин не советует. Во многом это результат старта утилизационной программы. «Мы довольны этой программой. Компенсаций пока не получили, но довольны, – с улыбкой констатировал представитель «Рольфа». – Нами продано уже 1000 автомобилей, и заключается около 100 контрактов в неделю. Самые популярные – Renault, Skoda и Ford».

Генеральный директор российского представительства Chevrolet Александр Мойнов также не спешит заявлять о преодолении кризиса. «Ожидается более медленный выход из кризиса 2008 года, чем из кризиса 1998 года, – говорит он. – В 1998 году было одновременное восстановление экономики по всему миру. Помогла также и девальвация рубля. Сейчас мы наблюдаем неравномерное восстановление, высокий курс рубля, а также вероятность дефицитного бюджета на протяжении нескольких лет».

Мойнов ожидает восстановления российского автомобильного рынка к 2014 году. А в 2015 году, по его словам, Россия станет крупнейшим рынком в Европе. «Что касается прогноза на этот год, то мы ждем цифры в 1,6 млн проданных автомобилей. Это с учетом оптимистичного сценария», – заявил он.

Чуть менее оптимистичен был глава российского представительства Skoda Петр Янеба, выступавший с докладом на тему поддержки дилеров автопроизводителями, и озвучивший прогнозы Ассоциации европейского бизнеса касаемо российского рынка. По его словам, реальные цифры на 2010-й год – 1,45-1,5 млн проданных автомобилей. И это с учетом полной реализации программы утилизации, рассчитанной на 200 тысяч машин.

Кризис серьезно изменил и поведение клиентов. По словам исполнительного директора по маркетингу Группы компаний «Независимость» Юлии Дытченковой, потребитель стал более рациональным и внимательным к соотношению цены и качества автомобиля. Приобретая машину, клиент теперь меньше думает о развлечении и больше о безопасности. При этом автомобиль стал чаще рассматриваться, как инструмент инвестиций обесценивающихся средств.

По словам госпожи Дытченковой, в России спросом продолжают пользоваться седаны, но постепенно люди уходят к практичным автомобилям. То же самое касается и класса автомобиля. На лицо – крен в сторону среднего класса. И, если верить опросам, не все хотят повысить класс своего автомобиля, а некоторые обладатели машин классов D и E и вовсе хотят его понизить.

Независимую точку зрения о российском авторынке выразил Андрей Комаров, директор практики оказания услуг компаниям автомобильной отрасли Pricewaterhouse Coopers. Он заявил, что январь и февраль показали плохую динамику, однако в марте произошло некоторое оживление. Однако это целиком и полностью заслуга государственных программ, считает Комаров. И программа утилизации, и льготное автокредитование свою роль все же сыграли.

Однако серьезно выиграл от этого только «АвтоВАЗ», получивший уже 100 тысяч заявок на приобретение новых автомобилей по программе утилизации. Вместе с ростом продаж, по словам Комарова, в России увеличился на 10% и рост производства. А снижение банками процентных ставок потянуло вверх кривую покупок в кредит.

Комаров считает, что в течение двух-трех лет Россия достигнет показателя в 400 автомобилей на 1000 человек. При этом нормального показателя для развитых стран – 500-600 машин – мы достигнем только в 2025 году.

Наиболее эмоциональным и информативным оказалось выступление генерального директора «Ауди Центр Таганка» Владимира Моженкова. К описанию того, как себя чувствовали дилеры, когда по авторынку ударил кризис, он подвел метафорой о Ганнибале у ворот. Именно такой фразой римский оратор Цицерон в 43 году нашей эры несколько тонизировал расслабившийся римский сенат, когда к городу подступил враг в лице Марка Антония. И спустя триста лет после карфагенской угрозы этот образ успешно подействовал на римлян.

Аналогия здесь вполне уместная. Еще в середине 2008 года дилеры были уверены, что масштабный рост российского рынка будет продолжаться еще долго. И даже не думали добиваться максимальной эффективности и развивать остальные направления помимо продаж. В условиях постоянных «вечных» очередей, дилеры забыли, что значит бороться за клиентов. А когда «петух клюнул», оказалось, что делать это никто, по сути, и не умеет. Успехов добились немногие. И один из них – Владимир Моженков.

Большинство его решений смело можно назвать непопулярными, и, наверное, мало кто хотел бы работать под таким руководителем, но он дает результат, а победителей судить как-то не с руки. Для начала он уволил 20% сотрудников – тех, кто был определен HR-службой компании, как худшие. Так был предельно мотивирован оставшийся персонал. Далее были предприняты действия, чтобы поднять эффективность работы. И, прежде всего, это четкий план и руководство к действию.

Во-первых, продавать автомобили начали все – и большие менеджеры тоже. Во-вторых, план по продажам был поднят с шести до девяти машин в месяц. Прошу отметить, что мы говорим не о низком классе, а об Audi. А два проваленных плана подряд стали билетом на выход. И, что удивительно, люди начали продавать по 12 автомобилей. А средняя зарплата теперь составляет 70 тысяч рублей в месяц. При этом рентабельность компании, по словам Моженкова, составляет 6,3%, что в условиях кризиса результат весьма и весьма достойный.