Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Автошкола сегодня: не так страшен черт

Несколько лет назад кто-то еще мог похвалиться самостоятельной сдачей экзаменов в ГАИ. А те, кто предпочитал покупать, умалчивали об этом постыдном факте. Теперь же водительское удостоверение с доставкой на дом считается нормальным. А слова «ты хотя бы в автошколу на занятия ходил» считаются комплиментом.

К поиску автошколы не стоит подходить слишком кропотливо. В основном учебные заведения отличаются друг от друга только стоимостью обучения и преподавательским составом. Автошколу лучше выбрать поближе к дому или работе, чтобы удобно было добираться и при необходимости отпрашиваться на занятия. Многие школы предлагают занятия в две смены – утреннюю и вечернюю. В первую смену чаще всего попадают студенты и домохозяйки, а во вторую – офисные работники.

У хорошей автошколы должен быть свой сайт в интернете. Там обычно рассказывают о необходимых документах, порядке обучения и сдачи экзаменов, представляют преподавателей и инструкторов. Даже если на сайте указана стоимость услуг, лучше перепроверить ее по телефону. Отзывы на официальном сайте автошколы читать бесполезно: все равно там будут сплошные дифирамбы об индивидуальном подходе. Введя название автошколы в поисковике, можно найти неотмодерированные мнения учеников.

В автошколу нужно принести только паспорт и три фотографии, остальные документы будут предоставлены на месте. Например, для получения медицинской справки не нужно никуда ехать. Врачи сами приезжают в автошколу и быстренько выдают бумажки с печатями многочисленным ученикам. Стоимость медкомиссии на месте и в поликлинике практически не отличается. Например, в столичных школах и поликлиниках это стоит 700 рублей.

К занятиям по теории обычно нареканий нет, все экзаменационные билеты подробно разжевываются. А если кто и пропустил уроки, то может наверстать упущенное самостоятельно. С практикой все сложнее – инструкторы не любят подстраиваться под учеников, отдавая предпочтение тем, кто платит за индивидуальные занятия. За 1,5 часа практики инструктор просит от 800 до 1500 рублей. Но предлагают платные занятия только тем, кто неуверенно чувствует себя за рулем или сам просит позаниматься сверхурочно. Нет определенных нормативов, на каком занятии пора приступать к эстакаде и выезжать в город. Инструктор смотрит, насколько ученик уверенно себя чувствует за рулем: спокойного студента он уже на первом занятии повезет на соседнюю улицу, а нервную домохозяйку будет несколько часов мурыжить с троганием в горку на площадке.

Внутренние экзамены обычно сложнее, чем в ГИБДД. Автошколы муштруют учеников в своих стенах, чтобы в «боевых» условиях они показали себя с лучшей стороны. Может сложиться так, что на внутреннем теоретическом экзамене вопросов будет в два раза больше, чем в ГАИ. А на практическом внутреннем зачете будут пройдены два варианта площадки. Неудивительно, что большинство не справляются с окончательными испытаниями в автошколе. Но обычно со второй платной попытки это удается всем.

Обучение в автошколе обходится в 18–30 тысяч рублей, длится оно чуть больше двух месяцев. Сверху накладываются расходы на медицинскую справку – 500–700 рублей. Плюс стоимость книжек с правилами дорожного движения, билетами и ответами: их обычно предлагают купить комплектом по 400–500 рублей. Еще надо выделить деньги на пересдачу внутренних экзаменов в автошколе – 200–300 рублей за дисциплину. Помощь в сдаче экзаменов обычно предлагают инструкторы. При личном разговоре они озвучивают условия и сумму. Например, полное «освобождение» от внутренних и гаишных экзаменов обходится в 14–18 тысяч рублей. А успешная сдача города выйдет в сумму от 6 тысяч рублей.

На сдачу экзаменов в ГИБДД уходит целый день, поэтому нелишним будет запастись едой и одеться в соответствии с погодой. С 8 утра и практически до 5 вечера кандидаты в ученики «блистают» всего около часа – 20 минут на сдачу теории, 10–15 минут на площадке и еще минут 20 в городе. Все остальное время проходит в томительном ожидании, пока сдадут другие. За один раз в ГАИ могут собраться несколько автошкол, до сотни человек!

Зато на площадке и в городе выпускники автошкол ездят на привычных им машинах. Правда, у некоторых учеников могут сдать нервы, и на площадке они могут спалить сцепление на одной из «своих» машин. Экстерникам везет меньше – все документы и заявления они собирают и сдают сами, отстаивая огромные очереди. И достаются им не ухоженные вазовские десятки и Daewoo Nexia от автошкол, а дышащие на ладан гаишные «Жигули».

Неудобство сдачи экзаменов в ГАИ в том, что на площадке немного другие конусы. Обычно они меньше и незаметнее тех, к которым привыкли ученики. И на экзамене сидящий за рулем может потерять ощущение габаритов машины. Обычно ученики отсеиваются на эстакаде, причем частенько по «недогляду» инспекторов стойку, до которой можно откатиться, ставят не в 30 см, а почти впритык к заднему бамперу. Классические приемы сотрудников ГАИ с поднажатием дублирующих педалей и моральным давлением вкупе со всем перечисленным отсеивают много человек. Так, сдавать экзамен в городских условиях едут меньше половины кандидатов.

Основные проблемы со сдачей из-за подстав в городе. Начинается с того, что машина полностью загружена людьми и разглядеть в зеркало заднего вида что-то невозможно. Да и трогаться на потяжелевшей машине непривычно – многие глохнут, не успев сдвинуться с места. Если ученик нервничает, его начнут валить. Если водитель ошибается, его будут провоцировать на повторную ошибку. Конечно, есть процент тех, кто сдает сам. В него попадают те, кто не нервничает во время экзамена, делает все по правилам и располагает к себе автоинспектора.

Излюбленные причины для несдачи: не включил поворотник, резко тронулся, ехал слишком быстро, ехал слишком медленно, ехал слишком далеко от тротуара, не успел развернуться из правого ряда под мигающую стрелку налево, не пропустил пешехода, припарковался в неположенном месте… Инспекторы предлагают ученикам сделать невыполнимые вещи, а потом в зависимости от результата просят выйти из-за руля по причине «не выполнил требование инспектора» или «нарушил ПДД».

Неподготовленному человеку все эти действия кажутся немыслимо сложными. Но постепенно, закалившись в городском движении и пробках, водители будут с умилением вспоминать свое боевое крещение. А вопрос покупать или нет каждый пусть решает для себя индивидуально – кому-то достаточно несколько раз пробежаться по правилам, чтобы их запомнить и потихоньку осваивать азы вождения, а с кем-то еще долгое время будут биться инструкторы.