Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

«АвтоВАЗ» отдастся за долги

«АвтоВАЗ» заплатит за реструктуризацию своего долга собственными акциями. За списание суммы в 40,5 млрд рублей руководству завода придется выпустить дополнительные акции и передать их «Ростехнологиям», после чего доля госкорпорации в «АвтоВАЗе» вырастет с 25% до 40%.

В ходе процедуры допэмиссий, которую планируется завершить до конца 2012 года, доли компании «Тройка Диалог» (25%) и миноритарных акционеров будут размыты, а Renault сохранит свой блокпакет (25% + 1 акция), пожертвовав «АвтоВАЗу» технологии и оборудование на €240 млн. Таким образом размер допэмиссии составит 54 млрд рублей.

Вероятность такого исхода обсуждалась уже давно. Размытием доли Renault угрожал еще в прошлом году премьер Владимир Путин, требуя более активного участия французов в судьбе российского завода. Угрозы частично подействовали, и обладатели блокпакета все-таки обозначили некую активность.

В отличие от них «Тройке» нечем было помочь тонущему «АвтоВАЗу». А вложить в это предприятие реальные деньги сейчас может решиться разве что не совсем адекватный человек. Или социально ответственные представители власти. Поэтому своему плавному «откату» от проблем «АвтоВАЗа» в «Тройке» вряд ли серьезно расстроятся.

Вряд ли испытывает огромное желание участвовать в этом водевиле и Renault, для которого предпочтительнее было бы обанкротить предприятие. Но сделать это не позволит государство, а в случае отказа помогать о развитии бизнеса на территории России французам можно забыть. В любом случае, эта ситуация – очередной знак «Стоп» на пути иностранных инвесторов в нашу страну.

Долг «АвтоВАЗа» перед государством («Ростехнологиями») составляет 65 млрд руб. Это беспроцентная ссуда в 28 млрд на расчеты с кредиторами и пополнение оборотного капитала на 37 млрд рублей. После допэмиссии долг сократится до 24,5 млрд рублей, которые, впрочем, также не с чего отдавать. Несмотря на проВАЗовскую программу утилизации автохлама и на заградительные пошлины на импортные автомобили, дела завода сильно лучше не стали – чистый убыток «АвтоВАЗа» за первый квартал 2010 года составил 2,58 млрд рублей.

Нынешнее состояние дел на заводе продолжает напоминать агонию. Сумма, которую в очередной раз выделит «АвтоВАЗу» государство, равна той сумме, которую завод должен отдать кредиторам уже в этом году. Другими словами, это та заплатка, которая в лучшем случае удержит «судно» на плаву.

Ни о каком развитии или о планах по преодолению этого масштабного кризиса речи нет и в помине. Завод продолжает работать в убыток и, судя по всему, уже не нужен никому, кроме государства. Народ, как говорится, голосует рублем. И при прочих равных готов переплачивать за более-менее качественные иномарки, только чтобы не кататься на продукции «АвтоВАЗа».

При этом, несмотря на полное отсутствие результата, государство продолжает закачивать в завод деньги. В ближайшем будущем государственные банки выделят «АвтоВАЗу» новые кредиты под инвестиционные проекты. Примерно на ту же сумму, что выделяется сейчас. Если эти проекты будут такими же, как и запланированное на 2012 год начало выпуска автомобилей на устаревшей платформе В0 от Renault, то в этом нет абсолютно никакого смысла. Судя по всему, поддерживать жизнедеятельность завода, не выводя его из комы, планируется вечно.