Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Автохлам обогащает «АвтоВАЗ»

Программа утилизации проходит столь продуктивно, что правительство решило выделить на нее еще 10 миллиардов рублей. «АвтоВАЗ» в связи с резким ростом продаж готовится увеличить производство своих машин на 26%.

Премьер-министр Владимир Путин заявил, что необходимо выделить на программу утилизации автохлама еще 10 миллиардов рублей. Программа стартовала в марте этого года, а закончиться должна в ноябре. Она оказалась настолько успешной, что выделенные на нее 10,5 миллиардов рублей почти израсходованы. Путин отметил, что, несмотря на издержки административного характера, программа работает эффективно и является действенным средством поддержки развития автомобильной промышленности страны. По указу премьер-министра министерство будет готовить предложения о плавном выходе из программы в 2011 году.

В среду министр промышленности и торговли Виктор Христенко рассказал, что до конца июня дилерам будут выданы все 200 тысяч скидочных сертификатов. В сентябре все они будут отоварены. В данный момент доступны чуть более 20 тысяч ваучеров на 50 тысяч рублей. В день выдается около 2,5 тысяч сертификатов. Если темпы программы останутся прежними, то добавленных 10 миллиардов хватит еще почти на три месяца.

Есть у отечественного автопрома поддержка и со стороны автокредитования. Возобновленная в конце февраля 2010 года программа льготного кредитования стала пользоваться лучшим спросом, чем в прошлом году. К концу мая банки выдали 52 368 кредитов по субсидированным государством ставкам. Причем на май пришлось 16,5 тысяч сделок. За три месяца доля автомобилей, купленных по льготным кредитам, составила 15% продаж на российском авторынке, против 6,6% за апрель-декабрь 2009 года.

Однако, доля одобренных банками заявок снизилась до 41,6% (52 369 заявок одобрено), в отличие от прошлогодних 57,7% (71 486 заявок одобрено). Эксперты объясняют это тем, что у дилеров не хватает автомобилей. Обе эти госпрограммы обеспечивают серьезную поддержку машинам российской сборки. Тех, у кого не было возможности купить машину, заманили в дилерские центры и банки с помощью скидок.

За три месяца действия программы утилизации «АвтоВАЗ» продал 46 333 автомобиля с 50-тысячными скидками. В мае владельцы ваучеров купили 12 112 автомобилей Lada Priora и 11 974 заднеприводных «классик». Отметим, что по сравнению с маем 2009 года, когда было продано 28 163 автомобиля, рост составил 63%. Почти каждый второй автомобиль с конвейера «АвтоВАЗа» уходит продается по программе утилизации. Отечественному автогиганту поступило около 195 тысяч заявок на покупку его продукции. Популярностью у желающих обменять свой автохлам на новые автомобили пользуются «классика» (49,2% заявок), Lada Kalina (17,4% заявок) и Lada Samara (16,3%).

Подбодренный повышением спроса на свою продукцию, «АвтоВАЗ» решил увеличить выпуск машин в этом году до 570 тысяч вместо запланированных 450 тысяч. Это почти в два раза больше, чем в 2009 году. На летний период составлен более плотный график работы, и в течение трех ближайших месяцев на «АвтоВАЗе» будет собрано чуть более 160 тысяч машин.

В продлении программы утилизации видится решение правительства поддержать российский автозавод до лучших времен, пока ситуация на рынке не стабилизируется. На фоне роста продаж за счет скидочных сертификатов, стандартные продажи отечественных машин по-прежнему довольно низкие. Скорее всего, через пару месяцев после окончания государственных распродаж, когда будут выданы последние машины по сертификатам, отечественный автопром ждет серьезное снижение.

На эти грабли уже наступила Германия, где в самом начале кризиса действовала программа утилизации. Немецкие автовладельцы получали за машины старше 9 лет 2,5 тысячи евро. Это позволило авторынку страны поддерживать рост, тогда как в странах по соседству наблюдался резкий спад. Но как только программа закончилась, продажи в Германии резко сократились - за последние пять месяцев спад составил 28% по сравнению с 2009 годом. Местным производителям помогает держатся на плаву лишь экспорт. «АвтоВАЗ», как известно, не может похвастаться такой популярностью за границей.

Но, судя по тому, что программу утилизации в России будут потихоньку сворачивать лишь в 2011 году, а когда новых выделенных средств снова перестанет хватать, правительство будет снова выделять деньги на столь успешный проект.