Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Автошколы справятся без гаишников

Автошколы смогут принимать экзамены самостоятельно. Для этого им необходимо будет закупить дорогостоящее оборудование и обустроить полноценный автодром. Результаты обучения по новой системе будут выкладываться в интернет.

Владимир Путин подписал документ, согласно которому желающие смогут учиться водить и сдавать экзамены на машинах с автоматическими коробками передач. В таком случае в особых отметках в их удостоверениях будет соответствующая запись. Еще одна приятная новость – сдача экзаменов больше не будет привязана к месту жительства, претенденты в водители смогут выбирать отделение МРЭО.

Так же в распоряжении премьер-министра говорится о том, что автошколам будет дано право принимать экзамены в своих стенах. И все же последнее слово в виде практического
экзамена в городе останется за сотрудниками ГИБДД. В данный момент все три экзамена (теория, площадка и город) контролируют автоинспекторы. Хотя в России есть чуть более десятка компьютеризированных автошкол.

Чтобы перейти на «автономную» работу, автошколе необходимо будет пройти аккредитацию. Требования довольно высокие: учебное заведение должно быть оборудовано цифровыми комплексами с аудио- и видеонаблюдением в машинах и компьютерами в классах по изучению теории, а так же обзавестись полноценным автодромом площадью не меньше гектара.

По примерным прикидкам экспертов, на такую модернизацию может уйти до 30 миллионов рублей. Тем более, что выбирать оборудование не получится – надо приобретать то, что рекомендовано государством. Аналогичные компьютерные системы, которые можно будет приобрести дешевле, могут не пройти сертификацию. Получается, что даже названная сумма может оказаться оптимистичной. Далеко не каждая автошкола сможет себе позволить вступить в ряды избранных. Особенно это касается региональных школ, где в отличие от столичных, ученики еще ездят на замученных «Жигулях». Благо, что сертификация – дело добровольное, и большинство учебных заведений будет работать по старинке.

Расплачиваться за модернизацию автошколы придется ученикам. Стоимость обучения в аккредитованных государством школах поднимется в несколько раз. В обязанности автошколы «нового образца» будет входить и бесплатное доучивание кандидата в водители, который провалил экзамены. Каждый такой учебный центр обязан будет публиковать данные о количестве своих выпускников и их успехах на первых порах. Это будет показателем качества автошколы для потенциальных новобранцев.

Свое желание заняться реформами в автошколах правительство объясняет желанием снизить процент аварий с участием новоиспеченных водителей. Однако статистика говорит об обратном. За 2009 год в России произошло 18 689 аварий с водителями, стаж которых не превышал двух лет. Это на 5,9% меньше, чем в 2008 году. Число жертв в этих авариях составило 1 868 человек, а ранения получили 26 546 человек. Для сравнения, водители со стажем 10 и более лет в 2009 году стали участниками 57 422 аварий, в которых погибло 8 009 человек, а травмы получили 76 576 человек. Это самый высокий показатель среди водителей: те, кто сидит за рулем от 2 до 5 лет стали виновны почти в 30 тысячах аварий в прошлом году, а на долю тех, чей стаж составляет от 5 до 10 лет пришлось около 38 тысяч ДТП. Получается, что самый «неаварийный» период – до двух лет стажа.

Правительство уже давно планировало изменить что-нибудь в работе автошкол. Депутаты рассматривали вариант, что лишенные прав водители должны заново сдавать теоретические экзамены. Так же законотворцы хотели обязать автошколы оборудовать все учебные автомобили видеокамерами, чтобы отслеживать попытки автоинспекторов завалить ученика и дачи взяток. Еще обсуждалась идея введения тестирования на определение водительских способностей у человека – результаты этой проверки должны были влиять на время обучения. Пока ни одна из этих идей на законодательном уровне не прижилась. Единственное, что скорее всего дойдет-таки до автошкол – разделение категорий на подкатегории.

Станут ли популярными «прогрессивные» автошколы – большой вопрос. Сейчас чтобы отучиться в автошколе и получить водительское удостоверение нужно заплатить от 23 до 45 тысяч рублей. В лучшем случае 23–27 тысяч уйдет на обучение, в остальных случаях еще 10–20 тысяч придется потратить на взятки и дополнительные занятия. Теория и площадка, которые будут даны на откуп инструкторов, и сейчас неплохо сдаются.

В основном завалы приходятся на заключительную часть сдачи – практику в городе, которая по-прежнему будет под контролем у сотрудников ГИБДД. Будущие водители будут выбирать исходя из целей, с которыми они пришли в автошколу: научиться водить или просто получить корочки. Математика здесь простая: если стоимость обучения в «новой» автошколе будет дороже 40 – 50 тысяч, вряд ли нововведение будет иметь успех.