Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Автофорум-2006: автомобили с другой стороны

Недавно в Москве прошла ежегодная встреча представителей автобизнеса в рамках конференции «Автофорум-2006», среди которых оказались одни из самых крупнейших игроков современного рынка автомобилей. Мероприятие дало нам возможность увидеть картину, происходящую на сегодняшний момент в автобизнесе не со стороны потребителя, а со стороны производителя и продавца.

Мы привыкли думать, что на нас, простых покупателях, все только и делают, что наживаются. Наживается дилер, заламывая нам цены в автосалонах и автосервисах, наживается производитель, продавая автомобили по завышенным ценам, наживаются банки и страховые компании, навязывая нам свои проценты и условия. Отчасти, так оно и есть, но, оказывается, что у тех юридических лиц, с которыми нам приходится иметь дело при покупке автомобиля, тоже есть множество проблем, противоречий и нерешенных ситуаций.

Начнем с того, что перспективы развития автомобильной промышленности для всех компаний видятся очень радужные. Автомобильные компании уверены в том, что их продукция в России с каждым годом будет продаваться все в большем и большем количестве. Последние пять-шесть лет мы наблюдаем именно такую картину развития автобизнеса. Увеличение продаж марки или модели на 100% уже не результат. Иногда приходится слышать цифры в 400%, и это не предел. Однако мы все должны признать, что вечно это продолжаться не может, хотя бы потому, что человеку, купившему один автомобиль второй понадобиться не скоро. Самый быстроразвивающийся московский регион насыщается автомобилями с такой скоростью, что даже производитель не успевает предоставить нужный объем продукции. Очередь в пол года на данный момент воспринимается как должное, многие компании, которые по своей собственной глупости устанавливают квоты на поставку своих машин, в спешном порядке их отменяют, ведь Россия стала одним из самых лакомых кусочков для производителя.

Но нельзя забывать о том, что и марок и моделей становиться все больше и больше. В 2006 году мы можем отметить небывалый доселе выход автомобильных брендов на российский рынок. В этом году мы «познакомились» с Dodge, Infiniti, Fiat, второй раз встретили Alfa Romeo, многими новыми моделями, некоторые из которых, даже в Европу не поставляются, не говоря уже о целой армии китайских брендов, которые еще только готовятся выйти на российский рынок. Нельзя также забывать о том, что в 2007 году наша страна станет членом Всемирной торговой организации (ВТО). Правда на своем кармане граждане России это почувствуют только спустя 4 года, о чем сообщил на «Автофоруме-2006» Станислав Наумов, директор Департамента экономического анализа и перспективного планирования МинПромЭнерго. Тем не менее, удар от вступления в ВТО в первую очередь почувствуют отечественные автопроизводители из-за снижения экспортных пошлин на иномарки, а также страховые компании и банки. Но произойдет это не потому, что иностранный «агрессор» принудительно вытеснит отечественный сектор экономики, а потому, что зарубежные компании предложат свои автомобили по более дешевым ценам из-за снижения пошлин, а иностранные банки и страховые компании позволят брать кредиты с гораздо более низкой процентной ставкой и на более длительные сроки. С 1 января 2012 года пошлины на ввоз легковых автомобилей значительно снизятся, несомненно, это удар по отечественным компаниям, но может отечественные компании через чур сильно завышают свои процентные ставки и цены на свою продукцию, получая сверхприбыль? Ведь покупателю все равно, на сколько та или иная компания отечественная или нет, ему больше важна цена вопроса, а также качество и надежность продукта.

Процесс перехода к более цивилизованному способу приобретения автомобиля начался еще до того, как Россия окончательно договорилась о вступлении в ВТО. Многие иностранные компании уже начали привлекать в Россию собственные банки, которые способны предложить весьма выгодные условия для покупки автомобилей. Еще в мае этого года компания Nissan запустила программу розничного финансирования Nissan Finance. В рамках этой кампании сейчас предлагаются специальные условия финансирования от 2,9 % годовых, что, безусловно, гораздо выгоднее предложения любого банка. Эта программа уже приносит свои плоды, доля продаж Nissan по этой программе составляет почти 60%, сообщила в своем докладе Ирина Згуральская, директор проекта RCI Banque в России. За Nissan свою программу внедрил партнер по стратегическому бизнес-альянсу Renault, далее этим вопросом занялись не только производители, но и дилеры, так компания Независимость внедрила у себя в салонах программу «Независимость Финсервис», которая объединила в одном месте для удобства клиентов кредитование, лизинг, страхование и экспертную оценку, представив на выбор более 15 предложений от различных банков. И этот процесс еще только набирает свои обороты.

«Автофорум-2006» также показал проблему, существующую между дилером и автопроизводителем. Вроде бы деятельность и первого и второго направлена на одно – извлечение прибыли, но каждый хочет извлекать прибыль по своему, и видит пути увеличения этой прибыли по разному. Так каждый производитель автомобилей желает, чтобы именно его бренд был самым лучшим, и это желание вполне оправдано. Для большей лояльности и доверия каждый производитель старается выделить свою марку среди других, это особенно касается премиум-брендов. С другой стороны для дилера было бы лучше, если бы в одном автосалоне стояло как можно больше разных моделей и марок, в то время как компания, создающая бренд, настаивает на том, чтобы салоны соответствовали корпоративному стилю марки и отражали самые лучшие ее стороны. Именно поэтому мы не увидим на территории одного автосалона такие марки как BMW, Audi, Lexus, Mercedes и т.п. В то время, как Nissan, Subaru, VW, Honda и им подобные «дружелюбно» соседствуют друг с другом. Когда мы приходим в автосалон за бюджетным автомобилем, мы можем сразу присмотреть именно то, что нужно нам. Премиум-бренды же только благодаря своему названию создают впечатление роскоши и надежности. Здесь важно не то, на сколько тот или иной автомобиль подходит клиенту, а имидж компании, те амбиции, которые клиент выражает, приобретая себе марку сегмента премиум.

Это ограничение сильно не радует дилеров, некоторые из них видят выход из этой ситуации, заимствовав североамериканский опыт продажи премиум-брендов – так называемые автодеревни. В США существуют эдакие плацдармы, занимающие большую площадь, на территории которых выставлено большое количество марок. Такие схемы в США применяются чаще всего именно к премиум брендам, когда в одном месте собраны BMW, Audi, Infiniti, Lexus, Mercedes-Benz и т.д., что существенно сокращает затраты дилера на персонал, рекламу и другие расходы. Появление подобных площадок в России вполне возможно, более того, подобный салон уже есть – это АТЦ Москва, что на Каширском шоссе, где представлены и BMW, и Infiniti, и Lexus, и Jaguar, и HUMMER, стоящие бок о бок с «корейцами» и «китайцами». Значит, появление подобных мест лишь вопрос времени.

Другое направление, которое в ближайшем будущем ждет нас – официальная продажа подержанных автомобилей. Приобретение нового авто по системе «Trade-in», когда старый автомобиль сдается дилеру, а вместо него приобретается новый, все больше развивается. При этом подержанные автомобили дилер не выбрасывает, а продает в частные руки. «Trade-in» из года в год становится все популярнее, что заставляет дилеров задумываться об открытии отдельных автосалонов по продаже б/у автомобилей. Вот здесь-то дилеры смогут воплотить все свои идеи, не испытывая давления «всевидящего ока» производителя. Сети, которые занимаются только подержанными автомобилями, также повсеместно развиты в США и Европе, для России это новый рынок, доселе еще абсолютно невостребованный. Только не путать с нынешними повсеместно распространенными авторынками, где можно нарваться на все что угодно, вплоть до автомобиля, на котором было совершено покушения на президента какой-нибудь страны. Официальные салоны подержанных автомобилей должны будут давать гарантию не только на техническую исправность и безопасность автомобиля, но и на его юридическую чистоту.

Стремление автопроизводителей поскорее занять российский рынок с каждым годом только усиливается. В 2007 году в Россию придут несколько китайских производителей и крупнейшие продавцы уже ведут борьбу за дилерство над этими марками, сообщил Халим Билалов, генеральный директор компании «Автодруг», официального дилера иранских автомобилей «Иран Ходро». Однако, по словам Билалова, чем позже тот или иной бренд появится в России, тем больше он будет здесь не нужен покупателю и тем более продавцам. Основные игроки на рынке России почти сложились. Нам же, покупателям, остается, как и прежде, – доверять, но проверять.